В новом рейтинге эффективности губернаторов, опубликованном Фондом развития гражданского общества, исчезла четвертая группа глав регионов, прозванная «группой смертников». В нее входили губернаторы, эффективность которых оценивалась в 50 баллов и ниже, что считалось наихудшими показателями.
Еще в феврале этого года эксперты фонда включали в число «смертников» пять руководителей субъектов — главу Республики Северная Осетия-Алания Таймураза Мамсурова, губернаторов Пермского края, Тверской, Ярославской и Еврейской автономной областей Виктора Басаргина, Андрея Шевелева, Сергея Ястребова и Александра Винникова.
Однако у Мамсурова и Винникова не были продлены полномочия, и эти главы регионов отправились в отставку.
Что касается остальных бывших аутсайдеров, то их позиции в рейтинге в настоящее время, наоборот, подросли.
Согласно пояснительной записке к исследованию, факт исчезновения четвертой группы в значительной степени характеризует «результативность политики федерального центра». Авторы исследования перечисляют, что к этому фактору относятся, в частности, продолжение курса на ротацию высших должностных лиц и введение ограничения на пребывание в должности главы региона двумя сроками.
Тут, правда, следует добавить, что ограничение на пребывание губернаторов у власти двумя сроками существует уже давно. Но теперь Госдума предлагает старые сроки фактически «обнулить», чтобы дать ряду губернаторов-старожилов, которые по закону уже не имели бы права избираться, пойти на новый, как бы первый срок.
«Ситуация везде немного улучшилась. У кого-то подросли показатели, а кого-то в результате ротации сменил другой руководитель», — разъясняет исчезновение «группы смертников» председатель правления ФоРГО Константин Костин. Он напоминает, что за всю историю существования четвертой группы более десяти руководителей, которые в ней находились, оказались в отставке по разным причинам.
Руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев, в свою очередь, связывает исчезновение «группы смерти» с последней тенденцией, показывающей, что «низкий рейтинг у населения теперь не является главным поводом для увольнения губернаторов».
По словам политолога, все бывшие аутсайдеры имели самую низкую оценку по данным социологических исследований, ряд СМИ провожал их в отставку, но федеральный центр оставил этих глав регионов на местах и в итоге их показатели подросли.
«Эксперты рейтинга среагировали на выживаемость этих губернаторов, но сильнее они от этого не стали. Авторитет их на территории не сильно вырос», — говорит Калачев. По его оценке, «мнение Кремля» и «мнение населения» пока разошлись: «То ли менять не на кого, то ли смысла не видят».
Впрочем, даже пребывание на более высоком месте в рейтинге не гарантировало продления полномочий ряду глав субъектов. В частности, напоминает Калачев, в отставку недавно были отправлены губернаторы Пензенской и Тамбовской областей Василий Бочкарев и Олег Бетин, которые в предыдущем рейтинге находились во второй группе по степени эффективности.
В нынешнем рейтинге ФоРГО впервые оказались представлены глава Республики Крым Сергей Аксенов и губернатор Севастополя Сергей Меняйло. Последний занял 45-е место во второй группе рейтинга, а Аксенов — 24-е место в первой.
По словам экспертов, положительно на позициях глав регионов сказались и предстоящие выборы. Губернаторы, получившие одобрение от президента на участие в них, демонстрируют рейтинговый рост. «То, что самый серьезный политик в стране оказывает поддержку губернатору, дает серьезный ресурс для роста», — заявляет Костин.
В третьей группе, которая с исчезновением «группы смерти» стала последней, у нескольких губернаторов заметно наибольшее падение в рейтинге.
Речь идет о главах Кировской и Орловской областей, а также Республики Удмуртия Никите Белых, Вадиме Потомском и Александре Соловьеве.
«Проблемы везде одни — прохладное отношение к губернаторам части элит, падение оценки деятельности глав регионов населением», — объясняет тенденцию Калачев. По его словам, он бы добавил к вышеупомянутым руководителям субъектов еще и Константина Ильковского (Забайкальский край).