«Они организуют выборы, решают спорные вопросы и определяют итоги голосования», – разъясняет значимость доклада Виталий Ковин (признан в РФ иностранным агентом), руководитель экспертной группы фонда «ГОЛОС-Урал», подготовившей исследование. Именно через избиркомы проходят решения о регистрации того или иного кандидата, их решения ключевые в избирательном процессе. Доклад будет представлен в четверг на «круглом столе» КГИ.
В качестве доказательства эксперт напоминает недавний скандал на муниципальных выборах в Московской области, где дошло даже до избиения наблюдателей. Позже председатель подмосковного избиркома Ирек Вильданов говорил в прессе о присутствии на участках неких «наблюдателей-нацистов», «подготовленных в Польше».
Авторы доклада пришли к выводу, что, несмотря на формальное соблюдение закона, на практике в большинстве комиссий преобладают представители «Единой России». Это нарушает принцип коллегиальности, который формально заложен в основу формирования избиркомов, потому что лица, связанные с партией, очевидно заинтересованы в решениях, принятых именно в ее пользу.
По закону в региональные избирательные комиссии направляют своих делегатов партии, представленные в Госдуме или в заксобрании соответствующего субъекта РФ. Каждая из партий должна быть представлена только одним членом комиссии.
Однако, согласно проведенному исследованию, в реальности «агентов влияния» партии власти в комиссиях гораздо больше. Эксперты учитывают не только собственно членов «Единой России», но и граждан, постоянно участвующих в партийных проектах или проектах ее молодежной организации «Молодая гвардия». Нередко они напрямую связаны и с региональными властями.
После же закрытия партийной квоты свободные места, как правило, заполняются с помощью общественных организаций и других более слабых партий. Авторы доклада подчеркивают, что среди членов избиркомов от общественных организаций, избирательных комиссий и представительных органов МСУ оказывается «достаточное количество членов «Единой России», а среди «выдвиженцев» от оппозиционных партий далеко не все из них являются членами и даже сторонниками этих партий».
Авторы приводят в пример «Справедливую Россию». В 2012 году в Сахалинской области партия заменила в избиркоме активиста своей партии, который высказывал «особое мнение» по итогам проведения выборов президента РФ на Сахалине, на представителя действующей власти — заместителя директора департамента общественной безопасности и контроля аппарата губернатора и правительства Сахалинской области С. Пономарева.
А в Кабардино-Балкарии партия «Союз труда» выдвинула в избирательную комиссию субъекта РФ З.Ю. Беканова, который несколько лет до этого являлся региональным координатором проекта партии власти «Кадровый резерв».
Представителем от малоизвестной Социал-демократической партии России стал председатель студенческого совета Кабардино-Балкарского государственного университета Ж.Х. Боттаев, участвующий в работе федерального образовательного форума «Молодой гвардии «Единой России».
По словам Ковина, от общественных организаций также часто делегируются лица, связанные с партией власти:
«От «Единой России», например, делегируется юрист, а член ее политсовета идет от какого-нибудь союза ветеранов. В какую сторону они, скорее всего, будут принимать решения?»
Эксперт, правда, подчеркивает, что формально обвинять членов комиссии в предвзятости нельзя, так как для этого надо «ловить за руку» или проводить еще одно, более серьезное исследование.
Согласно действующему законодательству, в составе избиркомов ограничено количество государственных и муниципальных служащих. Они не могут составлять больше половины комиссии. Однако, по мнению Ковина, для преодоления этой нормы также используется «юридическая казуистика»:
«Помимо госслужащих в составе комиссий оказываются лица, замещающие государственные и муниципальные должности, а также лица, которые руководят государственными и муниципальными учреждениями».
Согласно докладу, административные служащие разного ранга вместе с руководителями и сотрудниками бюджетных учреждений составляют около половины общей численности избиркомов.
По мнению Ковина, выводы очевидны:
«А как еще должна была бы действовать власть и партия власти, если у них есть возможность установить контроль над избиркомами?»
Эксперт предлагает изменить систему представительства политических партий в избиркомах, законодательно расширить ее. Например, сделать так, чтобы обязательную квоту получали все партии, набравшие 3% на выборах в региональные парламенты.
«Возможны и другие подходы. Главные участники выборов – это политические партии, они и должны определять погоду в избирательных комиссиях. А вот представители общественных организаций вызывают в этом плане большое сомнение», – заключает Ковин.