Изначально в этом году должно было пройти 10 прямых губернаторских кампаний (плюс косвенные выборы в трех субъектах). Но за счет досрочных отставок-назначений глав регионов, которые традиционно практикует Кремль, количество выборных территорий возросло до 21.
Окончательное, судя по всему, количество кампаний стало известно в конце минувшей недели, когда Владимир Путин досрочно отправил в отставку губернатора Архангельской области Игоря Орлова, тут же назначив его исполняющим обязанности, чтобы тот мог поучаствовать в осенних выборах. «В целом мы ожидаем, что это последний губернатор, который принял решение о досрочном сложении полномочий», — заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Таким образом, за счет досрочек Кремль разгружает выборный цикл 2016–2018 годов. Соответствующую рекомендацию еще в 2012 году давал близкий к администрации президента фонд ИСЭПИ. Самое большое количество губернаторских кампаний — 33 — состоялось в прошлом году.
Кадровый смотр
Региональные кампании в сентябре этого года станут последними перед выборами в Госдуму.
Политолог Леонид Давыдов объясняет, что представители парламентской оппозиции будут работать на этих выборах уже «с оглядкой на Думу». Партии станут договариваться о том, чтобы ставить тех кандидатов, которые в дальнейшем будут участвовать в федеральных выборах 2016 года. «Для них по сути это уже думская кампания. По крайней мере, такой кадровый смотр», — размышляет эксперт.
«Если кандидат от любой партии получит результат больше рейтинга выдвинувшей его партии, то это уже успех», — заявил «Газете.Ru» руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев.
Значение кампаний для оппозиции может активизировать все существующие межэлитные конфликты.
Поэтому, по словам Давыдова, проценты кандидатов от власти также будут весьма показательны. Эксперт разъясняет, что эти результаты фактически будут оценкой их легитимности: «Это своеобразное получение мандата на продолжение деятельности, которую ведет губернатор».
Политолог предполагает, что второй тур в какой-либо кампании маловероятен. Напомним также, что для выдвижения всем кандидатам нужно пройти процедуру сбора подписей муниципальных депутатов. Порой это дает возможность действующему главе региона избавиться от наиболее опасного конкурента.
Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов предполагает, что в ряде регионов губернаторы будут «соревноваться с собственным антирейтингом». К таким регионам он относит Республику Марий Эл, возглавляемую Леонидом Маркеловым, и Смоленскую область, которой руководит член ЛДПР Алексей Островский. «Пока четкого конкурентного сценария не выкристаллизовывается, сюрпризы не слишком вероятны, но возможны», — делает вывод эксперт.
Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский говорит, что хороший потенциал для конкурентной кампании действительно есть в Смоленской области. По его словам, довольно большая часть избирателей в регионе еще не определилась с выбором: «Кроме того, ожидать, что губернатор наберет много голосов, не приходится из-за его сложной партийной идентичности». Также, добавляет Туровский, потенциал оппозиционного голосования, по сравнению с другими субъектами, высок в Амурской, Архангельской областях и в Еврейской автономной области.
Однако это не обязательно значит, что парламентская оппозиция или какие-то еще игроки смогут данный потенциал реализовать. «На практике партии вынуждены идти на поклон к властям, их вынуждают договариваться, и это, конечно, снижает в большинстве регионов их активность», — анализирует ситуацию Туровский. По его словам,
сейчас есть даже риски, что партии, наоборот, слишком слабо выступят на предстоящих выборах.
Кому не повезло
Ряд губернаторов, которые желали отправиться на досрочные выборы, такого разрешения, судя по всему, не получили. По информации «Газеты.Ru», на досрочку хотел пойти глава Ульяновской области Сергей Морозов, но, по мнению местных источников, ему это не удалось из-за экономических проблем в регионе.
Хотели, по информации «Газеты.Ru», принять участие в досрочных выборах губернаторы Свердловской и Тверской областей Евгений Куйвашев и Андрей Шевелев, а также, по некоторым данным, глава Республики Карелия Александр Худилайнен.
Калачев предполагает, что пойти на выборы они не смогли из-за невысоких рейтингов:
«Протестное голосование могло бы выйти из-под контроля. А канализация протеста опасна. Даже не самый сильный конкурент может набрать слишком много».
Тем более что в Республике Карелия и Свердловской области в региональных столицах на протесте уже пришли к власти мэры Евгений Ройзман и Галина Ширшина.
Источник, близкий к Кремлю, скептически высказывался о желании свердловского губернатора пойти на досрочку: «В регионе раскол элит, обострятся конфликты (Куйвашева) с мэрией и полпредством. Есть вероятность проигрыша. Идти на такой риск не хочется никому».
Что касается главы Тверской области, то он, по словам нескольких собеседников «Газеты.Ru», пытался решить вопрос о «походе» на выборы через своих покровителей — братьев Ротенберг. Однако против участия Шевелева в досрочной кампании выступало руководство внутриполитического блока Кремля.
Досрочные выборы — это шанс для региональной элиты упрочить свое положение. В целом переизбраться в этом году желали бы многие губернаторы и многим эту возможность дали, констатирует собеседник, близкий к Кремлю.