На брифинге, прошедшем в офисе Фонда борьбы с коррупцией (организация включена Минюстом в список иноагентов и запрещена в России), Навальный пообещал избежать тех ошибок, которые привели к провалу прошлые либеральные блоки в России, и назвал коалицию единственной независимой от Кремля силой. По его словам, коалиция постарается разрушить стереотип многих избирателей, что выборы бессмысленны, а если оппозицию и пропустят, то она быстро встанет на сторону власти.
Константин Мерзликин из РПР-ПАРНАС привел примерные лозунги — «Коалиция на вашей стороне», «Где люди — там деньги и полномочия».
По его словам, пример Бориса Немцова в Ярославле показал, что даже один независимый политик в региональном ЗакСе может перевернуть ситуацию в регионе, бороться с коррупцией и выражать интересы людей.
Калуга, Кострома и Новосибирск, по словам соратника Навального Леонида Волкова, выбраны, поскольку их проверили с точки зрения политической культуры (насколько там фальсифицируют выборы), электоральной, социологической истории. Кроме того, в этих регионах можно провести компактную бюджетную кампанию из-за большого процента городского населения. Новосибирск имеет научный потенциал, Кострома — депрессивный регион, Калуга — промышленный центр, отметил Навальный.
Наконец, во всех трех регионах результаты «Единой России» на думских выборах были ниже, чем в среднем по стране.
Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский считает логичной выборку регионов. По его словам, Кострому и Калугу как два региона в ЦФО можно агитировать «через московские набеги», как было с Ярославлем.
«А Новосибирская область логична, потому что там самый крупный, но достаточно протестный город. Ставка на этот мегаполис представляется правильной, учитывая, что там, по сути, не работает властная вертикаль и член КПРФ — мэр города. Новосибирск в этом плане — наиболее перспективный из регионов, остальные «раскачать» будет не так просто. В Калуге тоже есть рост протестных настроений, но Кострома — регион консервативный и там вряд ли удастся провести эффективную кампанию», — считает Туровский.
Объединенные либералы совместят на выборах федеральную и местную повестку. Одной из главных тем для оппозиции станет борьба с властной вертикалью в пользу усиления полномочий местной власти.
При этом во избежание пустого популизма гражданам на примере медицинской реформы разъяснят, что все проблемы на местном уровне решить нельзя — ситуация должна изменяться институционально и на федеральном уровне.
В планах оппозиции — при первом же попавшем в региональный парламент депутате внести поправки в бюджетный кодекс для перераспределения налоговых потоков в регионы из центра, заявил лидер «Демвыбора» Владимир Милов. Приведя в пример калужского губернатора Анатолия Артамонова (возглавляет область 15 лет), политик пообещал борьбу с несменяемостью элит.
К лету будет готова общая политико-экономическая платформа коалиции, однако в каждом регионе ее разбавят местной спецификой. Упор будет на местные социальные проблемы.
На вопрос «Газеты.Ru» о том, как оппозиция будет реагировать на попытки провластных кандидатов сместить фокус внимания на федеральные темы, к примеру на присоединение Крыма, которое поддержало большинство россиян, но подвергли сомнению члены либеральной коалиции, Навальный заявил, что в нынешней ситуации избирателей больше интересует не Крым, а почему дороги в Костроме напоминают разбомбленные трассы Луганска. А 86% поддержки действующей власти «не более чем фикция».
Леонид Волков из центрального совета Партии прогресса сказал, что праймериз с отбором народных кандидатов в списки начнутся после майских праздников, а голосование пройдет в июне. При этом оппозиция отказывается от тактики «паровозов» (популярных кандидатов, которые увеличивают рейтинг списков, но после выборов сдают мандат). Не будет в списках и «варягов». Московский десант с медийными оппозиционерами поддержит местные кампании скорее агитацией.
«У нас с коллегами простой принцип — баллотируюсь там, где живу», — заявил Милов.
Во многих городах проблемной может быть норма, согласно которой минимальные списки состоят, например, из 100 человек, что намного больше реально претендующих на депутатское кресло кандидатов.
В итоге, по словам Волкова, половину списка оппозиционеры заполнят техническими кандидатами — членами ПАРНАС. Одновременно это позволяет обойти и другую норму, согласно которой половина кандидатов в списках должна быть членом партии — инициатора списка. Вторая половина и будет выбрана на праймериз.
Претендовать на участие в праймериз сможет любой человек, подписавший декларацию о базовых ценностях коалиции. Голосование на праймериз пройдет в сети и офлайн, а процесс проконтролируют традиционно сотрудничающие с оппозицией общественники из «Голоса», «Сонара» и «Гражданина наблюдателя».
В полевой работе и агитации Волков пообещал повторить опыт столичной мэрской кампании Навального и взять лучшее из опыта организации выборов в Координационный совет оппозиции — «постараемся воссоздать с активистами яркую движуху на улицах».
Сам Навальный, в свою очередь, заверил, что, даже если его посадят до выборов, кампания продолжится: «Мы прекрасно понимаем, что противодействие будет идти по административной, полукриминальной линии и главной политической — нас постараются не зарегистрировать».
Политтехнолог Валентин Бианки напомнил, что оппозиции нужно сохранить квоту для выборов в Думу-2016 без сбора подписей. По нынешним законам, для этого достаточно иметь всего одного депутата-списочника хотя бы в одном региональном законодательном собрании.
«Есть вероятность, что если мандат Немцова в Ярославской области останется единственным, то у власти будет соблазн поменять закон (с таким предложением уже выступал околокремлевский фонд ИСЭПИ). Ключевая политическая задача — получение еще в одном-двух регионах 5%, чтобы не потерять «квоту» на участие в Госдуме без подписей. Гипотетически один-два мажоритария на все три региона, конечно, возможны, но вот то, что это будет более пяти человек на три региона, крайне маловероятно», — рассуждает эксперт.
По его словам, сохраняется проблема оппозиции в отсутствие раскрученных фигур и при низком рейтинге: «Если власть сама не даст понять населению, что это — главная оппозиция, то достичь 5% голосов будет сложно».
Навскидку шансов у коалиции немного, согласен Туровский. Либеральным партиям предстоит долгая и кропотливая работа, поскольку подавляющему количеству избирателей они неизвестны: «Можно попробовать провести яркую кампанию и зажечь сердца местных активистов, но крайне сложно одолеть избирательный барьер. Это было тяжело даже Борису Немцову в Ярославле. Попробовать что-то подобное с коалицией вокруг Навального можно, но нужны серьезные финансовые ресурсы, а не просто ставка на активистов».
«Полутайная вечеря»
Либеральная коалиция состоит из РПР-ПАРНАС, Партии прогресса, «Демократического выбора», «Гражданской инициативы», Партии 5 декабря и Либертарианской партии. Об их объединении было объявлено в апреле. «Застрельщиками» процесса стали РПР-ПАРНАС и Партия прогресса, вскоре присоединились остальные силы.
Правда, у некоторых представителей оппозиционного лагеря создание коалиции вызвало определенное удивление.
Политик Геннадий Гудков рассказал «Газете.Ru», что в прошлый четверг «широкий круг оппозиции» собрался, по его выражению, «на вторую полутайную вечерю» (первая состоялась двумя неделями раньше, на ней обсуждались протестные акции оппозиции).
На встрече присутствовали, в частности, представители РПР-ПАРНАС, Алексей Навальный, сам Гудков и его сын, депутат Госдумы Дмитрий Гудков, глава партии «Гражданская инициатива», экс-министр экономики Андрей Нечаев, бывший сопредседатель РПР-ПАРНАС Владимир Рыжков, Владимир Милов. Обсуждались пути взаимодействия оппозиции на выборах, а также в организации совместных акций протеста.
Если говорить об акциях, то обсуждались разные даты, когда можно было бы провести очередной митинг, в том числе 6 мая. Однако, констатирует Гудков, никакого решения принято не было. То же самое касается взаимодействия оппозиции на выборах: «Да, был разговор и о том, что должна быть коалиция на базе РПР-ПАРНАС, но возникало много технических вопросов, и мы договорились в следующий раз собраться после майских праздников, чтобы принять решение и об акции протеста, и по другим вопросам».
На следующий день, в пятницу, Алексей Навальный и Михаил Касьянов выпустили совместное заявление, в котором говорилось, что РПР-ПАРНАС и Партия прогресса создают коалицию для взаимодействия на выборах — как региональных, так и федеральных.
«Увидеть это заявление было немножко неожиданно, — признается Гудков. — Мы не знали, что оно появится».
По словам оппозиционера, у него «появилось ощущение, что в широком кругу оппозиции возникла «музыкальная пауза», потерян диалог, хотя очень хотелось бы ошибаться».
Впрочем, подчеркивает Гудков, он готов к взаимодействию с коалицией: «Хорошо, что есть хоть какая-то координация действий».