На своем сайте Навальный пишет, что политический блок с РПР-ПАРНАС поможет сохранить обе партийные структуры и избежать бюрократических сложностей. Союзникам от партии РПР-ПАРНАС нужна в первую очередь подписная льгота. Благодаря мандату покойного Бориса Немцова в ярославском парламенте парнасовцы могут регистрировать кандидатов на выборах в Думу без сбора подписей.
Навальный надеется, что к коалиции присоединятся и другие лидеры оппозиции. На момент подготовки материала об этом уже объявила партия «Демвыбор» Владимира Милова.
Член центрального совета Партии прогресса Леонид Волков обещает в ЖЖ, что в избирательные списки не будут проводить партийную номенклатуру, а найдут в регионах наиболее избираемых и ярких местных политиков.
«Будет создан единый штаб для управления региональными избирательными кампаниями и — на базе полученного опыта — федеральной избирательной кампанией в следующем году, — объясняет политик. — Главная задача всей этой деятельности — создание необходимого политического давления, которое обеспечит нашему списку и нашим кандидатам регистрацию на выборах в Госдуму в 2016 году».
В совместном заявлении Навального и Касьянова даны основные идеологические принципы коалиции. Там критикуется система несменяемой и неподконтрольной обществу власти, уничтожение общественных и политических институтов, проблемы с экономической политикой. Кроме того, оппозиционеры обвиняют власти в запуске необъявленной войны на Украине и агрессивной пропаганде в государственных СМИ. Идеалом участники коалиции видят «свободное общество, основанное на ценностях демократии, прав человека, честного свободного труда и предпринимательства, социальной справедливости, верховенства права».
Навальный уточняет, что коалиция — это не «новая либеральная партия», а широкое демократическое объединение, где будут сосуществовать и социал-демократы, и либералы, и европейского типа консерваторы: «Опять же в списки попадают лучшие, те, кто принесут ему голоса, а не те, на кого укажут партийные боссы. Какие-то квоты могут существовать для гарантий объединительного процесса, но они ограничены».
Партия прогресса сторонников Навального изначально называлась «Народный альянс», однако в начале февраля прошлого года была переименована из-за того, что партию с таким названием зарегистрировал околокремлевский политтехнолог Андрей Богданов.
В конце февраля 2014 года она прошла первый этап регистрации в Минюсте и начала регистрировать региональные отделения. Но «прогрессоры» не уложилась в установленный законом срок, и власти отказали ей в участии в региональных выборах. Минюст указывал на технические проблемы с регистрацией, команда же Алексея Навального связывала проблемы с политическим давлением властей.
РПР-ПАРНАС, в свою очередь, создана в 2012 году путем слияния Республиканской партии России и Партии народной свободы. Сопредседателем РПР-ПАРНАС является бывший премьер Михаил Касьянов, ранее партию возглавляли также Владимир Рыжков и Борис Немцов. Его мандат в Ярославской облдуме и дает партии возможность не собирать подписи для участия в думских выборах. Речь идет о норме, согласно которой выдвигать своих кандидатов или список без сбора подписей на федеральных выборах может та партия, у которой есть хотя бы одна фракция хотя бы в одном заксобрании региона.
На сегодняшний день федеральной льготой обладают 14 партий, включая РПР-ПАРНАС.
Однако нельзя исключать того, что ближе к думской кампании произойдет очередная корректировка избирательного законодательства, которая осложнит новой структуре участие в ней.
Еще когда разрабатывался закон о переходе выборов в Госдуму на пропорциональную систему, близкий к Кремлю фонд ИСЭПИ предлагал, чтобы федеральной льготой обладали партии, у которых не одна фракция в регионе, а две-три. Прошлым летом, проанализировав практику участия малых политсил в региональных кампаниях, фонд вновь вернулся к своей инициативе, предлагая повысить «квалификационный норматив на выборы в Госдуму с одного до двух-трех регионов», таким образом, чтобы право участвовать в кампании без сбора «автографов» предоставлялось партии только при наличии у нее двух депутатов-списочников в разных субъектах и одного одномандатника.
Свое предложение эксперты фонда обосновывали тем, что целый ряд малых партий могут принять участие в региональных выборах исключительно для получения федеральной льготы, а затем на несколько лет безболезненно заморозить активность до федеральной кампании, что, по мнению ИСЭПИ, «снижает качество политической конкуренции и тормозит развитие партийной системы».
Однако инициатива ИСЭПИ до сих пор не была закреплена законодательно. Источники в руководстве Госдумы говорили «Газете.Ru», что менять норму закона не планируется.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев считает, что к объединению оппозицию подталкивает ужесточение политики властей и приближение выборов в Думу.
Даже если правила выдвижения без подписных фильтров при наличии хотя бы одного депутата в региональном заксе поменяются, то оппозиция может уже в этом году подстраховаться, получив представительство еще в нескольких региональных парламентах.
«Аргумент, что у кого-то из лидеров оппозиции высокий антирейтинг и объединяться самоубийственно, перестает работать. Провластные пиарщики и правоохранители обеспечат проблемы с репутацией любому, — говорит Калачев. — Навальный и его команда на выборах мэра Москвы показали себя прекрасными технологами. Это то, чего не хватало РПР-ПАРНАС. Они же хотят конкурировать с партией власти в правовом поле. К революции не зовут».
Традиционно у несистемной оппозиции возникли расхождения с «Яблоком». Лидер партии Сергей Митрохин в пятницу рассказал «Интерфаксу», что объединения его партии с коалицией не будет из-за националистических взглядов отдельных членов Партии прогресса. В свое время Алексей Навальный призывал своих сторонников прийти на «Русский марш», и Митрохин требовал от него извинений.
В итоге «Яблоко» в ответ на коалиционный проект ПАРНАС — «Прогресс» предложило свою платформу с принципами неприятия национализма, а также радикальных реформ и приватизации 1990-х годов. Партия собирается повторить опыт выборов в Мосгордуму и приглашать идти по своим спискам в Думу отдельных оппозиционеров из других партий. Однако он показал, что партия в первую очередь продвигала своих членов, даже когда они были электорально бесперспективны.
Член правления Российской ассоциации политических консультантов Петр Быстров напоминает, что у демократической оппозиции разговоры об объединении в единый список идут перед каждыми выборами в ГД начиная с 1995 года. При этом результат был, как правило, печален, поскольку амбиции политических лидеров брали верх над объединительными мотивами. А для электоральной эффективности коалиции в выборах по спискам не хватает соглашений с «Яблоком».
Кроме того, один из наиболее харизматичных лидеров либеральной оппозиции Борис Немцов убит, а Алексей Навальный не имеет права выдвигаться как условно осужденный.
«Проблемы будут и на выборах по одномандатным округам: они, конечно, могут между собой обо всем договориться, но если «Яблоко» выдвинет своих одномандатников, а эта коалиция — своих, то результата никакого не будет. Пройдет согласованный кандидат от партии власти», — предсказывает Быстров.
«Наиболее наглядный тому пример — выборы в МГД по избирательному округу №5, когда широко разрекламированному сподвижнику Навального по мэрским выборам Максиму Кацу для победы над представителем партии власти в этом округе не хватило ровно столько голосов, сколько их получила мало кому известная «яблочница» Морозова», — вспоминает Быстров.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что у Навального нет другого выхода, так как выдвижение по одномандатному округу связано со сбором подписей, которые власти могут фактически в любой момент завернуть: «У нас были случаи, когда не признавали собственноручную подпись кандидата».
В то же время политолог отмечает, что Навальный правильно поступает, что организует коалицию, но не вступает в партию РПР-ПАРНАС и таким образом не сближается с экс-премьером Касьяновым слишком тесно. По словам Макаркина, у Навального и так достаточно экспертов для работы над экономической программой, а связи Касьянова на Западе — «это минус» в глазах электората.
При выборах в Думу в списках должно быть не менее 50% членов партии, собственно выдвинувшей кандидатов. Об это говорится в п. 5 ст. 39 ФЗ 20 («О выборах депутатов Государственной Думы»), напоминает политолог Николай Миронов.
«Это чисто формальная норма. Технически членам Партии прогресса и остальным возможным участникам коалиции несложно выйти из своих партий и записаться в ПАРНАС, а в будущем, если их партии зарегистрируют, вернуться обратно», — отмечает эксперт.
При этом, согласно рамочному 67-ФЗ («Об основных гарантиях избирательных прав»), на выборах более низкого уровня регионы сами определяют размер партийной квоты.