«Иностранные агенты» после исправительных работ

У НКО появится возможность избавиться от статуса «иностранного агента»

Наталья Галимова, Данила Розанов
Владимир Путин внес в Госдуму поправки в закон о некоммерческих организациях, которые регламентируют правила выхода НКО из реестра иностранных агентов. Согласно документу, НКО может быть исключена из реестра только в том случае, если в течение года не получала средства из-за рубежа и не занималась политической деятельностью. Для организаций, попавших в реестр повторно, возможность выхода из него усложняется.

Президент Владимир Путин внес в Госдуму законопроект, регламентирующий правила выхода НКО из реестра иностранных агентов. С просьбой поддержать соответствующую инициативу 17 ноября 2014 года к главе государства обратилась уполномоченный по правам человека Элла Памфилова. На встрече с Путиным омбудсмен заявила, что сложилась «парадоксальная ситуация»: «Минюст внес в реестр ряд организаций как иностранных агентов. Закон действует с 2012 года. Но та система, которая сложилась, не дает возможности выйти из этого реестра».

Даже если НКО перестала получать иностранное финансирование и не занимается политической деятельностью, из списка иноагентов ее не исключают: «Министерство юстиции объясняет, что нет процедуры выхода», — жаловалась Памфилова.

В соответствии с внесенными поправками, НКО может быть исключена из реестра иностранных агентов в том случае, если в течение года, предшествовавшего написанию заявления о выходе, не получала деньги «и иное имущество» из-за рубежа и (или) не занималась политической деятельностью. Получив от организации заявление с просьбой вычеркнуть ее из реестра, Минюст должен будет провести проверку и, если сочтет, что условия для исключения соблюдены, вычеркнуть НКО из «скорбного списка».

Для организаций, которые будут включены в список иностранных агентов повторно, процедуру исключения предлагается усложнить.

Такая НКО сможет претендовать на выход из реестра только в том случае, если она не получала средства и «иное имущество» из-за рубежа в течение трех лет, предшествовавших написанию заявления. И (или) в течение этого же времени не занималась политической деятельностью.

Президентский омбудсмен Элла Памфилова, с претензий которой началась работа по пересмотру закона об НКО-«иностранных агентах», считает последнюю норму «жестковатой»:

«С другой стороны, она дает определенность: НКО не один раз подумают, прежде чем повторно согласиться на получение иностранного финансирования».

В остальном она оценивает предложенные поправки как «логичную меру»:

«Процедура внесения в реестр несовершенна, многие организации считают, что их внесли туда необоснованно. Выход из реестра — это в данном случае инструмент, который дает возможность доказать, что в ряде случае включение было необоснованным».

Годичный срок, по истечении которого НКО, не получавшая финансирование из-за рубежа и не занимавшаяся политической деятельностью, может претендовать на выход из реестра, по ее мнению, является оптимальным: «Организации планируют свое финансирование, получение грантов как раз на год вперед».

С ней согласен и председатель профильного комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов (ЛДПР). «С одной стороны, должна быть возможность для выхода из реестра, с другой — если НКО, ранее исключенная из реестра, вновь начала получать средства из-за рубежа, занимаясь при этом политической деятельностью, она должна сама встать на учет в Минюст, не дожидаясь, когда ее включит в реестр министерство», — считает депутат.

По его словам, если НКО добровольно встанет на повторный учет, то претендовать на повторное же исключение из реестра она, как и раньше, сможет спустя год. Если же на повторный учет организацию поставит в принудительном порядке Минюст, то срок, по истечении которого НКО может быть исключена из реестра, должен быть увеличен.

В законопроекте предусмотрен «бонус» для НКО: если организация в течение трех месяцев со дня включения в реестр иноагентов не просто отказалась от иностранного финансирования, но и возвратила деньги и иное имущество «спонсору», она также исключается из реестра.

«Не все, но некоторые будут ею пользоваться, в большей степени ориентироваться на возможности внутреннего финансирования, так что и эта норма жизнеспособна», - считает Памфилова.

В настоящее время в реестр иностранных агентов включены 36 НКО. В их числе Фонд содействия защите прав и свобод граждан «Общественный вердикт», «Московская школа гражданского просвещения», Ассоциация «В защиту прав избирателей «Голос», Правозащитный центр «Мемориал» (организация включена Минюстом в список иноагентов), Межрегиональная ассоциация правозащитных общественных объединений «АГОРА», движение «За права человека».

Сопредседатель ассоциации «Голоса» Григорий Мельконьянц в целом положительно оценивает президентскую инициативу.

«Многие организации, находясь в реестре, вынуждены нести те обременения, которые налагает закон. Поправки улучшают положение тех НКО, которые не получают иностранное финансирование, по крайней мере в той части, что не нужно будет указывать, что они являются иностранными агентами, отчитываться в Минюсте, проходить дополнительные проверки».

Тем не менее, обращает внимание он, «информация о них все равно будет содержаться в этом реестре». По его словам, сам реестр может стать «пожизненным клеймом». «Этот реестр ущербен тем, что из него в любом случае выйти не получится. Название организации из него никуда не денется, просто будет указано, что с такого-то числа она из него исключена. Это клеймо будет пожизненным».

Сергей Лукашевский, исполнительный директор Сахаровского центра, который был включен в реестр на исходе прошлого года, приветствует устранение «абсурдной правовой ситуации, при которой в реестр можно было попасть, но из него нельзя было выйти».

Однако он сетует на то, что это лишь часть проблемы. Главная же в том, что сама трактовка понятия «политическая деятельность» осталась неизменной.

«А она чрезвычайно широкая, и деятельность любой общественной организации, которая как бы то ни было проявляется в общественном пространстве, с точки зрения правоприменительной практики считается политической. При том система финансовой поддержки НКО внутри страны еще далека от идеала, нет развитой системы частных фондов, и единственным источником для ряда видов деятельности внутри страны являются президентские гранты».