Авиация саудовцев, а также летчики ВВС таких арабских стран, как Кувейт, Бахрейн, Катар и ОАЭ, нанесли ракетно-бомбовые удары по позициям хуситов в столице Йемена Сане. Силы коалиции рассматривают возможность начать наземную операцию в этой стране при поддержке Египта, который имеет самую мощную армию в регионе.
В то же время лидер хуситских повстанцев Абдул-Малик аль-Хуси пригрозил участникам вторжения, что Йемен станет для них «могилой».
Прошлым летом конфликт начался как социальный протест хуситов, составляющих треть населения страны, против высоких цен на бензин и отмены специальных субсидий для них. Довольно быстро противостояние приобрело межрелигиозный характер и стало вооруженным. Главной причиной было недовольство хуситов политикой дискриминации, проводимой находившимися у власти суннитами.
Хуситам удалось овладеть значительной частью территории и разгромить силы правительственных войск.
В результате боевых действий президент Йемена Абд Раббу Мансур Хади был вынужден обосноваться в Адене в Южном Йемене. Однако, чувствуя угрозу своему положению, в четверг он покинул страну и прибыл в столицу Саудовской Аравии Эр-Рияд.
Международные наблюдатели рассматривают ситуацию в Йемене как завуалированное противостояние между шиитским Ираном, крупнейшим неарабским государством региона, и Саудовской Аравией, которая традиционно занимает в регионе лидерские позиции.
Глава Института религии и политики Александр Игнатенко отмечает, что линия противостояния между двумя государствами проходит также в Сирии и Ираке.
Игнатенко напоминает, что часть политических кругов Ирана продвигает идею создания «Иранской империи» в противовес влиянию арабских стран. «Саудовской Аравии важно показать, что Иран вмешивается в ситуацию в Йемене, чтобы добиться отказа от ядерной сделки», — считает эксперт по Ближнему Востоку Теодор Карасик.
В то же время, по мнению американского специалиста Кеннета Поллака из Центра по изучению ближневосточной политики в Вашингтоне, «роль Ирана преувеличена», а происходящее является «гражданской войной».
Координатор экспертной группы Mir Initiative Эрнест Султанов считает, что вмешательство Саудовской Аравии в конфликт в Йемене — «это попытка остановить смерть привычного для нее Ближнего Востока, вооружившись аспирином».
Политика саудитов пользуется поддержкой США, которые, как отмечает издание The Washington Post, находятся в «неуклюжем положении в связи с тем, что вскоре надеются завершить переговоры о ядерной сделке с шиитским Ираном, который, в свою очередь, традиционно поддерживает единоверцев в арабских странах». Вашингтон и Тегеран также ведут, по сути, общую борьбу против радикальных исламистов в Ираке.
В американских верхах заметны противоречия по иранскому вопросу: часть влиятельных функционеров нынешней демократической администрации, в том числе госсекретарь США Джон Керри, выступают за сближение с этой страной, однако республиканские группы, которые контролируют обе палаты конгресса, настроены резко против. Более того, Джон Болтон, известный «ястреб» из администрации президента Джорджа Буша-младшего, представлявший в те времена страну в ООН, в опубликованной в четверг статье в New York Times открыто призвал США нанести по Ирану удар.
«Россия действует мудро»
Россия и Китай выступают против бомбардировок, считая это неприемлемым способом решения конфликта. В сообщении российского МИДа содержится призыв ко всем сторонам конфликта и внешним союзникам «незамедлительно прекратить все формы боевых действий»: «Убеждены, что урегулировать имеющиеся в Йемене глубинные противоречия можно только на основе широкого национального диалога».
Как отмечают эксперты, конфликт хоть и успел поспособствовать росту нефтяных цен, но в долгосрочном плане невыгоден России, которая ищет возможности сохранить влияние в арабском мире, основанное на его нынешней политической архитектуре. «Если мы поддерживаем законного президента в Сирии, должны поддержать и законного президента в Йемене», — объясняет свое видение ситуации один из бывших российских дипломатов, специализирующийся по региону.
По мнению экс-дипломата, Россия делает все возможное, чтобы убедить Иран не вмешиваться в ситуацию в Йемене, о чем свидетельствует и телефонный разговор, состоявшийся между Владимиром Путиным и президентом Ирана Хасаном Рухани в четверг.
Согласно официальной информации, президенты обсуждали как раз обострение ситуации в Йемене. Как заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, Россия «серьезно обеспокоена» происходящим.
Интересно, что буквально на следующий день Путин обсудил конфликт в Йемене и с главой правительства Израиля Биньямином Нетаньяху. Стоит отметить, что израильский премьер выступает с резких антииранских позиций и может быть заинтересован в том, чтобы Иран потерпел поражение в Йемене.
Пока Россия не эвакуировала свой дипломатический персонал из страны, однако в российском консульстве заявили, что внимательно отслеживают ситуацию. В Йемене проживают около 2000 граждан России — в основном это женщины, вышедшие замуж за йеменцев, учившихся в СССР, и их дети.
По мнению эксперта-ближневосточника Теодора Карасика, Россия действует умно, пытаясь сохранять «близость ко всем сторонам».
Несмотря на традиционно сложный характер отношений с Саудовской Аравией, Россия де-факто помогает военному альянсу этой страны с нынешним правительством Египта, так как именно саудиты предоставили Каиру многомиллиардные кредиты, которыми в том числе будет оплачено и российское оружие. При этом Россия — один из ключевых участников переговоров по ядерной программе Ирана: «Россия видит, что Иран постепенно побеждает в арабском мире, и хочет оказывать ему некое покровительство, насколько долго это возможно», — считает Карасик.
Тем не менее, по словам главы Института религии и политики Александра Игнатенко, сейчас Россия не «настроена портить отношения с аравийскими странами и их союзниками». И Москва, и саудиты заинтересованы в сохранении в регионе геополитического статус-кво.