ФБР сообщило в четверг, что арестованы трое молодых людей, пытавшихся примкнуть к группировке ИГИЛ (организация запрещена в России) в Сирии (запрещенная в России организация). Аброр Набибов, Ахрор Сайдахметов и Абдурасул Джурабоев являются детьми эмигрантов и находились в США легально, самому старшему из них 30 лет. По информации CNN, Джурабоев был выходцем из Узбекистана. Как сообщили представители спецслужб, у одного из задержанных — Джурабоева — были далеко идущие планы: якобы он даже обсуждал возможность убийства президента США Барака Обамы.
Почему сухопутная операция неизбежна
Американцы готовы
В середине февраля президент Барак Обама обратился к конгрессу с просьбой одобрить боевые действия американских военных против группировки «Исламское государство», так как в скором времени исламисты могут стать угрозой для самих США. По мнению специалиста по Ближнему Востоку Теодора Карасика, документ дает президенту «широкий мандат» для проведения операций подобного типа как в странах Ближнего Востока, так и в Северной Африке. Конгресс свое слово пока не сказал, но общественное мнение уже подготовлено: по данным недавнего опроса телекомпании NBC, 54% американцев поддержат своего конгрессмена в том случае, если он проголосует за предложения Обамы.
Союзники не против
Новый глава минобороны США Эштон Картер недавно провел совещание с крупными американскими военными и дипломатами по борьбе с ИГИЛ на американской военной базе в Кувейте. По мнению экспертов, встреча на территории этой страны должна была продемонстрировать близость США к своим союзникам в арабском мире.
Для США крайне важно показать, что они противостоят исламистам не в одиночку, а совместно с другими странами.
К тому же влиятельный Кувейт — надежный союзник, благодарный Америке за то, что она предотвратила вторжение в страну войск Саддама Хусейна в 1991 году.
По мнению политолога, специалиста Эрнеста Султанова, США также сумели вовлечь в сирийский конфликт Иорданию, которая изначально собиралась участвовать в нем «чисто формально». Однако ситуация изменилась после сожжения исламистами иорданского летчика.
Аналогичного мнения придерживается и политолог Теодор Карасик. По мнению эксперта, в возможной операции могут участвовать иорданские военные, которые будут оказывать помощь умеренным сирийским оппозиционерам.
Подготовка к наступлению на Мосул
Пентагон рассчитывает, что иракская армия уже весной может начать наступление на крупный иракский город Мосул, который сейчас находится под контролем ИГИЛ. На прошлой неделе представитель Центрального командования США заявил, что оно может начаться в апреле-мае этого года. Ряд наблюдателей считают, что операция может быть проведена как минимум при поддержке Пентагона.
По мнению американского аналитика, директора International Market Analysis Ариэля Коэна, Ирак будет играть первую скрипку в борьбе с ИГИЛ: «Администрация решила, что приоритет в борьбе с ИГ необходимо отдать Ираку. США понимают, что победа ИГИЛ уничтожит Ирак как государство и поставит под угрозу страны Персидского залива».
Впрочем, публичное обсуждение подобного плана может быть также частью отвлекающей стратегии.
Почему сухопутной операции не будет
Опасность терактов
Существует немало аргументов против наземной операции. Первый и главный из них — она может ухудшить и без того нестабильную ситуацию на Ближнем Востоке. Кроме того, она может спровоцировать исламистов на совершение терактов в самой Америке.
Главное оружие ИГИЛ — это террористы-смертники, передвижение которых очень сложно отследить,
говорит руководитель Центра Азии и Ближнего Востока Российского института стратегических исследований арабист Елена Супонина.
Исламисты по-прежнему богаты
Перед началом военной операции необходимо провести финансовую: лишить ИГИЛ возможности заработка, в частности доходов от продажи нефти. Согласно экспертным оценкам, только на этом исламисты зарабатывают около $3 млн в месяц.
Наблюдатели отмечают, что, несмотря на громкие заявления, США и их союзники пока сделали очень мало для того, чтобы перекрыть контрабандные поставки нефти в соседние страны, в числе которых называют Турцию.
Потери могут быть большими
Силы ИГИЛ, хотя и не являются полноценной армией, остаются чрезвычайно мобильными и боеспособными. В их распоряжении значительные запасы оружия, в том числе советского, оставшиеся в захваченных складах.
Российские военные журналисты сравнивают игиловцев с махновцами: одно из главных орудий джихадистов — пикапы, на которые устанавливаются пулеметы, минометы и легкие зенитные орудия.
Благодаря тому что в ИГИЛ потянулись обозленные на американцев бывшие чины армии Саддама, боеспособность исламистов значительно увеличилась. По данным ЦРУ, число боевиков в Ираке и Сирии составляет 20–30 тыс. человек. По словам Джона Маккейна, главы комитета сената США по делам вооруженных сил, американцам необходимо послать в зону конфликта в Сирии 10 тыс. человек.
Для сравнения, в Афганистане численность сил коалиции доходила до 13 тыс. человек, почти половину из них составляли американцы.
Башар Асад будет держаться до последнего
Режим Башара Асада, хотя и противостоит ИГИЛ, не может стать союзником США по принципу «враг моего врага». США по-прежнему требуют ухода сирийского президента, о чем на этой неделе в очередной раз напомнил Барак Обама: во время встречи с эмиром Катара Тамим бин Хамадом аль-Тани Обама заявил, что Асад потерял легитимность и его уход поможет «стабилизировать страну».
Позиция России и Ирана
Планам США в Сирии мешает Иран, который оказывает значительную помощь Асаду в борьбе с исламистами из ИГИЛ, однако является соперником США в регионе, а также активно бросает вызов арабским союзникам Вашингтона. Но если США удастся договориться с Ираном в вопросе об атомной программе, эта страна может потребовать взамен усиления своего влияния в Сирии.
Окончательного падения Асада не хочет Россия. Москва не желает терять одного из немногих ближневосточных союзников: в том случае, если США все-таки решатся на операцию, необходимо будет искать компромисс с Россией, которая также потребует «долю» в ближневосточном урегулировании. Косвенно в борьбе с ИГИЛ Россия уже поучаствовала: она поставила несколько истребителей правительству Ирака. Кроме того, она снабжает оружием по старым контрактам армию Асада.
Россия готова участвовать в совместной с другими странами борьбе с ИГИЛ, однако речь пока идет только о Ливии, где также активно орудуют джихадисты. Среди возможных практических шагов — обеспечение морской блокады страны с целью перекрыть поставки оружия. По словам координатора международного экспертного центра Mir Initiative Эрнеста Султанова, и в Сирии, и в Ираке идет формирование новой политической реальности под руководством США. «Мы же здесь хотя и поддерживаем Сирию, но пытаемся защитить старую карту, а новой не видим. Россия играет в дурака, а США играют в покер», — говорит Султанов.