«Мы должны оценивать Россию по тому, что она делает, а не по тому, какие документы подписывает», — заявил вице-президент США Джозеф Байден, выступая в субботу на международной конференции по безопасности в Мюнхене.
Два главных заявления, которых ждали участники конференции по безопасности в Мюнхене во второй половине дня субботы, — вице-президента США Джозефа Байдена и президента Украины Петра Порошенко.
Если первая часть Мюнхенской конференции по безопасности была своего рода европейским, как бы более спокойным взглядом на Украину и безопасность в Европе, то во второй половине дня начали доминировать более жесткие позиции: самих украинцев и американцев.
Для начала Байден стал Путиным — опоздал ровно на 45 минут.
Ведущий попытался оправдать совершенно нехарактерное для форума смещение графика тем, что «вице-президент должен был кое-кому позвонить и кое с кем встретиться». Дескать, сами понимаете — время для Европы неспокойное.
А дальше Байден стал Лавровым — главой МИД РФ, только с другим знаком. Начал говорить о прошлых шагах, ожиданиях и последующем разочаровании в политике России.
«Шесть лет назад я говорил с этой трибуны о перезагрузке», — начал Байден и добавил, что сегодня будет говорить о свободной Европе.
Дальше он перечислил, что было сделано вместе с Россией и для России за минувшие годы. Добрым словом Байден помянул сокращение на треть ядерных арсеналов России и США, сотрудничество в Афганистане, принятие в ООН резолюций, которые позволили оказать давление на КНДР и Иран.
Но дальше все пошло не так.
О трех базовых принципах существования Европы говорили и европейские политики, но теперь их перечислил Байден. Первый — нерушимость границ и недопустимость их пересмотра. Второй — суверенное право любого государства выбрать тот союз, который он считает наиболее приемлемым для себя. Третий — никакого давления.
Байден повторил то, что говорил еще шесть лет назад: Соединенные Штаты не признают никаких сфер влияния для какого-либо государства, так не признают это и сейчас.
Тут американец явно погорячился, видимо, забыв собственную историю, начиная от доктрины Монро, и собственную практику, к примеру присутствие США в Афганистане и Ираке, а до того — чрезвычайно грубое и непродуманное вмешательство в Югославию.
В отношении Украины у США пока другие намерения: «Мы не верим в военное решение украинского кризиса. Мы также не верим, что у России есть право поступать так, как она поступает. Мы также верим, что у Украины есть право защищать себя». Зал зааплодировал.
Целью США не является намерение подорвать экономику России, продолжил вице-президент США.
Но «президент Путин должен сделать выбор: выйти из Украины» или оказаться перед лицом дальнейшей международной изоляции и экономических санкций.
По мнению американского политика, Москва должна позволить Украине идти своим путем, а именно — строить демократию, а не подрывать ее. При этом вице-президент сказал, что у Киева еще множество проблем, которые надо решать. И это не только энергетическая зависимость от Москвы, но и колоссальная коррупция.
Завершил свое выступление Байден все же традиционно американским подходом — описанием глобальной миссии США, обратившись к новой Стратегии по национальной безопасности, утвержденной ранее на этой неделе. Соединенные Штаты, разумеется, продолжат нести в мир надежду на свободу и демократию.
Байден стал единственным спикером конференции, которому не были предусмотрены вопросы. Пять минут рукопожатий с участниками — и на сцену вышел президент Украины Петр Порошенко.
«Сколько времени миру нужно, чтобы признать, что там (на территории Украины) есть российские инструкторы, танки! — воскликнул Порошенко. Его выступление было на английском языке. — Я взял доказательства с собой». В руке украинского президента появился веер российских загранпаспортов, которые, как он утверждает, отбирали у заблудившихся российских солдат, обнаруженных в ста километрах от границы.
Сегодня бывший партнер ведет войну против соседнего государства, продолжал Порошенко, имея в виду Россию. «Границы, которые были местом пересечения товаров и людей», теперь используются для переброски техники, утверждал украинский лидер. Затем он заговорил о случаях, когда «за один залп» погибали десятки человек, помянул детей, которые никогда не забудут подвалы Дебальцево, в которых они спасались.
Лидеров ДНР и ЛНР он назвал «террористами», а сами республики — «террористическими образованиями». «Я президент, который выступает за мир, а не за войну», — сказал Порошенко, добавив, что только Минские соглашения «могут стать путем стабилизации ситуации на Украине». «Но украинский вопрос останется нерешенным, — признал Порошенко, прибегнув к принятой иногда в таких выступлениях высокопарной лексике, — пока сердца политиков в Европе останутся закрытыми для оказания активной политической, экономической и военной помощи Украине».
А выступавшая вслед за Порошенко президент Литвы Даля Грибаускайте добавила: Украину нужно поддерживать всем и всеми средствами. Потому что «после Украины придет наша очередь», емко резюмировала она, имея в виду, что после Украины Москва начнет посматривать в сторону Прибалтики.
В прежние годы организаторы конференции ставили основных спикеров на первые две панели дискуссии, отчего к середине дня залы и кулуары конференции уже заметно пустели — «великие» сбегали с политиков второго плана. В этом году почти вся суббота была днем ключевых выступлений: канцлер Германии Ангела Меркель и вице-президент США Джозеф Байден, президент Украины Петр Порошенко и министр иностранных дел РФ Лавров, маршал польского сейма Радослав Сикорский и финансист Джордж Сорос. Дискуссии начались в 9 утра и продолжались до вечера с полным аншлагом.
В разные годы конференция имела разных «главных героев». Им был Дональд Рамсфелд, министр обороны у президента США Буша, который обвинил «старую Европу» в нежелании помогать американцам в Ираке. Затем был Владимир Путин со знаменитой «мюнхенской речью», перепугавшей весь мир и считающейся началом нового охлаждения отношений между Россией и Западом. Потом был грузинский лидер Михаил Саакашвили — надежда западного мира, строитель демократического государства на постсоветском пространстве. В этом году главные персоны — Байден и Порошенко. И Ангела Меркель, к которой проявляют уважение все — представители и востока, и запада.