Батальоны просят еду
«Через десять дней в ДНР грядет всеобщая мобилизация, планируется мобилизовать до 100 тыс. человек», — заявил в понедельник премьер самопровозглашенной Донецкой республики Александр Захарченко на встрече с журналистами.
Речь идет о том, чтобы довести объединенную численность военных сил обеих республик до 100 тыс. штыков, уточнил в разговоре с «Газетой.Ru» Владислав Бриг, шеф отдела международной информационной службы политотдела министерства обороны ДНР.
«Это примерно 30–40 тыс. человек надо мобилизовать», — разъяснил Бриг.
Собеседник сказал, что планы по мобилизации пока только в разработке и конкретика появится в ближайшие дни.
«Не думаю, что это будет насильная мобилизация, скорее на добровольной основе. Армия у нас строится ускоренными темпами, и люди видят, что это регулярная армия на довольствии. Вопрос урегулируется на законодательном уровне, и люди будут добровольно вступать», — считает Бриг.
Политический консультант правительства ДНР Роман Манекин полагает, что даже если бы Захарченко хотел мобилизовать не 40 тыс., а 100 тыс. человек (так его заявления трактовали информагентства с утра) — это все равно реально. Однако, по мнению Манекина, во всеобщем призыве нет необходимости, поскольку у военкоматов и так выстраиваются очереди, ведь работы в Донбассе нет, а в ополчении есть возможность получить довольствие.
При этом Манекин признает, что из-за войны серьезно опустел Донецк, поэтому мобилизовывать будут в основном из поселков.
«В одном Донецке, по моим данным, к осени было 800 тыс. населения, думаю, сейчас примерно столько же, из них около 40% — мужчины.
Точной статистики, конечно, нет: могли бы дать муниципальные выборы, но ЦИК предпочел начать с республиканских. Но слухи об опустевшем регионе сильно преувеличены: уехали богачи, в основном из Донецка, бедняки из беженцев вернулись. Из поселков почти никто не уехал, многие уже ушли в ополчение», — говорит Манекин.
Впрочем, по его мнению, нужды в мобилизации нет, поскольку, по расчетам сепаратистов, в скором времени замкнется котел с частями сил АТО в Дебальцево.
Заявленная цифра в 100 тыс. — это слишком оптимистично, не согласен с Манекиным ополченец и координатор негуманитарной помощи ДНР Александр Жучковский.
«Одной «волной» даже 10 тыс. мобилизовано не будет. Очень много молодежи выехало, наиболее мотивированные мужчины уже давно в ополчении, так что мобилизация коснется прежде всего людей старшего возраста, особенно безработных.
Понятно, что речь идет о формировании полноценной армии ДНР, но для этого нужно много денег и оружия. С довольствием в ополчении большие проблемы, выплаты очень эпизодические, и стрелковым оружием далеко не все снабжены. Затея с мобилизацией будет иметь успех только в том случае, если будет оказана (пусть и неофициально) финансовая и «оружейная» помощь со стороны РФ. У меня нет информации, но не исключаю, что договоренности на этот счет уже есть», — говорит ополченец.
Впрочем, Бриг в беседе с «Газетой.Ru» заверил, что, даже несмотря на опустение региона, 20–30 тыс. человек ЛНР и ДНР соберут без проблем.
Легализация «военторга»
Конфликт в Донбассе обострился в январе 2015 года. Перестрелки длились весь период так называемого минского перемирия, но в январе бои и обстрелы возобновились во многих местах. Ополченцы выбили силы АТО из руин международного аэропорта Донецка, активизировались близ Мариуполя, однако наиболее тяжелая обстановка сложилась у Дебальцево. Пророссийские сепаратисты пытаются превратить дебальцевский карман в котел, отрезав крупную группировку ВСУ (6–10 тыс. человек) от остальных сил АТО.
Все попытки решить дело миром провалились. Переговоры в Минске сорваны из-за вопросов обеих сторон к статусу делегатов оппонентов и проблеме линии разграничения. Сегодня ДНР и ЛНР официально заявили, хотят сохранить за собой позиции, занятые после январского наступления. Это около 500 лишних кв. км, включая аэропорт Донецка.
Украинская сторона продолжает настаивать на сентябрьской линии разграничения, утвержденной после подписания минских соглашений. На сегодня территория самопровозглашенных республик занимает чуть более 30% площади Донецкой и Луганской областей в их административных границах.
Напомним, что летом 2014 года лидер ДНР Александр Захарченко рассказал о нескольких тысячах отпускников из ВС РФ, сражающихся в Донбассе вместо отдыха на теплых пляжах. С этого времени на сленге сепаратистов «военторгом» обозначают российских военных, действующих в Донбассе. Минобороны России и официальная Москва регулярно отрицают наличие российских войск в Донбассе.
Некоторые опрошенные «Газетой.Ru» собеседники полагают, что словами о мобилизации ДНР пытается легализовать активизацию «военторга» в регионе.
«Наступление идет крайне тяжело, большие потери, тактические цели не достигнуты, украинская армия продолжает оказывать очень серьезное сопротивление, Запад может усилить давление на Россию. Следовательно, надо во что бы то ни стало добиться серьезных военных успехов. А для этого нужны люди и техника. Обученные люди. Понятно, что никакая мобилизация дать их не может. Думаю, принимающие решения руководствуются логикой: семь бед — один ответ. Надо добиться тактических целей: расширить границы ДНР и ЛНР, признать их участниками переговоров, подписать обязывающее Украину соглашение. В общем, классическое принуждение к миру. В этом смысле Россия стремится к миру, которого добивается военным путем. Диалектика, однако», — размышляет профессор МГИМО Валерий Соловей.
Жучковский также видит логику в версии о легализации «военторга»: «Военторг» оказывает некоторую огневую поддержку, но в целом пока на подстраховке. Ну и спецы, конечно, работают, причем перед активизацией боевых действий произошла прочти полная ротация «кураторов» в ДНР».
«Переговоры в Минске сорваны, другой площадки нет. Началась война, по сути, мобилизация — это легализация «военторга», — признался в разговоре с «Газетой.Ru» один из собеседников, близких к проекту «Новороссии».
В свою очередь в Киеве мобилизацию ДНР сочли признаком поражения ополчения. Об этом сказал официальный представитель штаба военной операции Андрей Лысенко на брифинге в понедельник.
«Есть информация, что главный боевик Захарченко объявил общую военную мобилизацию, которую планирует провести в течение десяти дней. Мы это еще проверим, но это уже свидетельствует о том, что у них заканчивается живая сила и они не смогли взять Дебальцево, город, который является стратегически важным железнодорожным пунктом», — заявил Лысенко.
Чем обеспокоен Путин
Тем временем Владимир Путин выразил «крайнюю обеспокоенность» развитием ситуации в Донбассе и призвал все стороны конфликта немедленно прекратить боевые действия. В последний раз о «крайней обеспокоенности» глава российского государства заявлял в начале декабря прошлого года, когда говорил о гуманитарной ситуации в регионе на фоне экономической блокады, введенной против народных республик официальным Киевом.
Интересно, что наряду с этим заявлением Путина государственное информационное агентство ТАСС распространило и слова анонимного сотрудника администрации президента, который согласился с весьма жесткой позицией, занятой в Минске представителями ополченцев, а также с их сегодняшними заявлениями о мобилизации.
На фоне обострения политической и военной ситуации мобилизация идет и на самой Украине. В ходе четвертой волны мобилизации в ВСУ на руки повестки получили 75 тыс. мужчин, еще 2,5 тыс. записались добровольцами. Министр обороны Украины Степан Полторак ранее рассказал, что мобилизация идет с трудом: только 20% украинских призывников желают отправиться на фронт. Проблема в том, что «непатриотичные лица» выезжают за границу, в частности в Россию, чтобы избежать прохождения военной службы. Владимир Путин в январе выступил с инициативой о том, что Россия должна увеличить сроки пребывания украинских граждан призывного возраста.