Ситуация вокруг аэропорта
Перестрелки вокруг рухнувшей диспетчерской вышки, которая служила украинским военным для корректировки огня и снайперского прикрытия, наблюдаются в последние дни. Сепаратисты, которые, несмотря на артподдержку и работу «Градов», так и не смогли взять развалины аэропорта накануне, заявляли об ультиматуме военным силам Украины. Позже власти ДНР заявили о том, что вооруженные силы Украины (ВСУ) якобы покидают аэропорт. Украинская сторона пока опровергает эти сведения.
И вот в четверг днем Моторола, командир отряда сепаратистов, заявил, что терминал полностью очищен от украинских военных.
Аэропорт, пожалуй, самая известная горячая точка, сохранившаяся и после подписания сентябрьских протоколов в Минске.
Сепаратисты объясняют необходимость захвата аэропорта тем, что он может стать плацдармом для наступления украинских военных на Донецк. Для самой украинской армии отстоять терминал — вопрос крайней символической важности, тем более что подливает масла в огонь пресса, которая героизирует защитников аэропорта. В обиход вошло прозвище «киборги».
ВСУ сохраняют контроль над терминалом благодаря тому, что в их руках остаются соседние Пески, Спартак и Авдеевка, а главное, что силы ДНР позволяют им проводить ротацию военнослужащих.
Сам факт этой ротации — один из труднообъяснимых феноменов этой войны. Власти ДНР объясняют ее некими «договоренностями в связи с перемирием».
На практике сепаратисты до последнего проводили выборочный досмотр прибывших украинских силовиков, благодаря чему в аэропорт регулярно доставлялись автоматы с ограниченным количеством рожков. Бойцов вооруженных сил Украины доставляли сами сепаратисты в терминал аэропорта на грузовиках.
Бывший министр обороны ДНР Игорь Стрелков-Гиркин ранее назвал штурм донецкого аэропорта «пиаром на крови», указав, что обе враждующие стороны «толкаются» на маленьком пятачке, не имеющем ровным счетом никакого военно-стратегического значения. При этом даже если сепаратисты займут терминал, ВСУ подтянут технику и без труда отобьют эту точку.
Между тем один из бывших функционеров ДНР в разговоре с «Газетой.Ru» назвал аэропорт точкой «слива» неугодных частей.
«Когда мне командир ополчения говорит, что аэропорт — это их штрафбат и туда посылают провинившихся, часто на смерть, это как воспринимать? Мне это говорили как минимум два командира независимо друг от друга. Были жалобы, что (власти ДНР) не дают танки, когда они могут принести военный результат. У бойцов бывает впечатление, что результат не нужен, нужен процесс», — объяснил собеседник.
Однако политический консультант правительства ДНР Роман Манекин не верит в версию «слива».
«Части, воюющее в аэропорту, курирует Моторола. Моторола завален гуманитаркой, что называется, по самые уши. И у него есть репутация. Моторола не отправляет в бой неэкипированных бойцов. Никогда. Так что слухи о «штрафбатах» — ложь. Через аэропорт прошли почти все части, почти каждый боец. Так что... все там были: и благонадежные, и не очень. Другое дело, что шли все время «в лоб». Но это установка штаба. Непонятная, конечно, установка. Предположения на войне — дело неблагодарное. Я совсем не уверен в высокой квалификации военных специалистов, особенно в ситуации, когда МИД (России) «вяжет» руки. Позиция «ни мира, ни войны» — это хаос», — говорит Манекин.
Слухи о превращении аэропорта в место ссылки штрафбатов ходят давно, подтверждает ополченец и координатор негуманитарной помощи ДНР Александр Жучковский, но и он указывает на то, что они бездоказательны. По его мнению, для взятия аэропорта нужно захватить Пески и Авдеевку, но Москва давит на ДНР, чтобы самопровозглашенная республика не нарушала Минские соглашения.
«А рождаются слухи от ощущения бессмысленности бодания за аэропорт. Люди не понимают, за что положили столько жизней в борьбе за точку, овладение которой не снимает главную проблему — артобстрелы Донецка, которые ведутся со стороны Песков и Авдеевки», — указывает Жучковский.
Лишь недавно премьер самопровозглашенной Донецкой народной республики Александр Захарченко заявил, что ДНР не пропустит части ВСУ для ротации. А командование украинской антитеррористической операции заявило, что не будет проводить ротацию своих военнослужащих через блокпост боевиков «в связи с обострением ситуации».
Линия фронта сдвигается
За 13–14 января перестрелки наблюдались во многих районах Донецкой области. Обстрелы фиксировались к северо-востоку от Дебальцево и в районе Горловки, украинцы сообщали о попытках сепаратистов «прощупать» оборону Мариуполя и перестрелках на азовском направлении. Но большинство вылазок с обеих сторон скорее относятся к разведке боем, и большая часть обстрелов сводится к позиционным артдуэлям.
Тем не менее линия фронта сдвигается, и сепаратисты захватывают новые населенные пункты.
Взятие небольших сел нельзя назвать стратегическим успехом сепаратистов, однако это говорит, что режим перемирия во многом действует только на бумаге. Стороны продолжают обвинять друг друга в односторонних провокациях.
Между тем несколько дней назад министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил о том, что украинские силовики готовят масштабное наступление в середине января.
А по мнению Жучковского, война уже идет полным ходом.
«Бомбежки по ожесточенности в некоторые дни превосходят летние. Похоже на артподготовку, поэтому и говорят о наступлении, но разведданные противоречивы. Ополчение с начала нового года к отражению наступления готово», — уверяет ополченец.
Он считает, что трагедия в Волновахе может быть использована для эскалации конфликта.
Действительно, после того, как 13 января на блокпосту в Волновахе был уничтожен пассажирский автобус, в результате чего погибли 12 человек, конфликт обострился по всему фронту. Сепаратисты и Киев возлагают вину за гибель автобуса друг на друга.
Первые заявляют, что автобус подорвался на мине ВСУ, вторые говорят про огонь «Градов» ДНР. Президент Петр Порошенко после этого ускорил проведение новой волны мобилизации, а всего их в нынешнем году будет три. С 20 января начнется первая продолжительностью 90 дней, с апреля – вторая длительностью 60 дней, а в июне пройдет третья. В конце прошлого года глава СНБО Александр Турчинов отметил, что это даст ВСУ резерв в 100 тыс. человек.
Сам Порошенко уверяет, что новобранцы не будут отправлены в зону силовой операции, но в самопровозглашенных республиках считают, что людские резервы создают дополнительную угрозу наступления на Донецк и Луганск. Однако, уверен Жучковский, в случае резкого обострения Москва не оставит ЛНР и ДНР без поддержки.
Нынешнее же обострение ситуации напрямую связано с тем, что переговоры между сторонами зашли в тупик и каждый из участников конфликта старается настоять на своих условиях с позиции силы.