Федерализация необязательна
В воскресенье, 14 декабря, российский министр иностранных дел Сергей Лавров встретился в Риме с американским коллегой Джоном Керри. По итогам встречи Лавров заявил, что Россия — единственная сила, которая стремится сохранить Донбасс в составе Украины.
«Мы сейчас единственные, кто этого добивается, настаивая на выполнении того самого обязательства, о котором я сказал: проведение конституционной реформы с участием всех регионов и всех политических сил Украины», — цитирует «Интерфакс» ответ Лаврова на вопрос, ведет ли Москва линию на урегулирование проблемы Донбасса при его сохранении в составе Украины.
Более того, Лавров в интервью France-24 заявил, что Москва не предлагает федерализацию или автономию для провозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР) — это решать самим украинцам, заявил министр иностранных Сергей Лавров: «Можно называть как угодно — федерализация, децентрализация. Главное — суть, а не название. Но первый шаг, безусловно, и без всяких скидок — прекращение военной операции».
Это заявление выглядело довольно неожиданным. Ранее российское руководство неоднократно призывало к федерализации Украины или наделению юго-восточных регионов страны особым статусом, и в первые месяцы АТО в Донбассе российские государственные СМИ называли пророссийских сепаратистов «сторонниками федерализации».
По сведениям «Газеты.Ru», в российских дипломатических кругах России считают, что внешнеполитическое ведомство не меняло позиции по Украине и с самого начала настаивало лишь на децентрализации страны: вопрос не в слове «федерализация», а в целом — проблеме децентрализации. Помимо этого в Минских договоренностях четко прописано, что ДНР и ЛНР остаются частью Украины. Более того, сами представители самопровозглашенных республик подписали этот документ.
Кроме того, в дипломатических кругах, по данным «Газеты.Ru», считают, что у российского руководства нет планов присоединения восточных территорий к России.
Главное — обеспечить возможность соблюдения прав русскоязычного меньшинства на этих территориях и добиться от Киева участия в восстановлении Донбасса на паритетных началах. Это объясняется тем, что Москве одной невыгодно инвестировать в Донбасс, поскольку в будущем Украина может получить полный контроль над территориями.
Вслед за интервью Лаврова с не менее резонансным заявлением выступил премьер-министр России Дмитрий Медведев. В понедельник, 15 декабря, «Независимая газета» опубликовала его программную статью по Украине. Помимо констатации тяжелого положения украинской экономики Медведев прямо указал, что Крым — это Россия, а Донбасс — Украина.
«Украинским властям — если они действительно считают восточные территории украинскими — все же следует понимать, что налаживание жизни там — это прежде всего зона их ответственности. Как Российская Федерация взяла на себя ответственность за налаживание жизни людей в Крыму», — написал Медведев, отметив, что российское руководство считает вопрос территориального спора закрытым.
Третьим важным выступлением представителей российских элит по поводу Украины можно считать опубликованное в газете «Московский комсомолец» интервью Бориса Рапопорта, который до недавнего времени работал замначальника управления администрации президента России по экономическому сотрудничеству с СНГ.
На фоне слухов о «сливе Новороссии» и отставке людей из управления из-за провала российской политики на украинском направлении Рапопорт заявил, что у помощника президента Владислава Суркова (курирует от администрации Донбасс и отношения с Украиной) еще до присоединения Крыма висела карта Российской империи с Крымом в составе России.
Рапопорт назвал Суркова сторонником доктрины «Москва – третий Рим» и заявил о готовности продолжать экспансию России.
Но самым важным моментом в интервью можно назвать рассуждения про экономическую блокаду Донбасса. Очевидно, эвакуация Киевом всех бюджетных учреждений, блокада банковской и финансовой системы, поставившая самопровозглашенные республики в чрезвычайно тяжелое положение, очень волнуют Москву. Сам Рапопорт назвал это «садистской социально-экономической блокадой» Донбасса. Чиновник прогнозирует, что либо Украина станет федерацией, либо процесс распада и революций в регионах станет необратимым. По словам Рапопорта, Петр Порошенко надеется, что «Россия дрогнет под тяжестью санкций и Донбасс капитулирует перед блокадой», а также на голодные бунты в ДНР и ЛНР.
Между тем, по сведениям «Газеты.Ru», из ДНР и ЛНР «надежды на голодные бунты» не совсем безосновательны. Если в Донбассе и дальше будет разворовываться большая часть гуманитарной помощи (этот факт подтверждают все источники и в Москве, и в республиках), а руководители неподконтрольных Киеву территорий так и не смогут выстроить финансовую и административную системы, волнения действительно могут начаться уже в скором будущем.
По неофициальным данным «Газеты.Ru» из самопровозглашенных республик, в ДНР от голода уже погибло около 200 человек. В основном это пенсионеры, которых отсекли от медицинской и продовольственной помощи. В медицинских документах такие случаи из осторожности списывают на нехватку медикаментов.
Ситуацию также ухудшают проблемы с прохождением гуманитарных грузов из Киева, которые задерживают украинские военные. Об этом сообщают в гуманитарном штабе «Поможем».
Сигналы патриотам и Западу
Один из московских собеседников, близких к новороссийскому проекту, предлагает трактовать расхождение дипломатичной риторики МИДа и резкого интервью Бориса Рапопорта как сигналы Кремля разным группам.
«Риторика МИДа рассчитана на Запад, попытку договориться насчет снятия санкций и продолжить диалог с Киевом. Интервью Рапопорта, которое инициировал сам Владислав Сурков, — сигнал патриотическим группам: «Новороссию не сливает». Это разные аудитории», — указывает источник. По его же словам, помимо Минских протоколов Москва имеет и другие каналы для переговоров с Киевом. Каждую неделю украинский президент Петр Порошенко контактирует с российскими эмиссарами для урегулирования ситуации.
Сам Лавров в интервью телеканалу France-24, отвечая на вопрос, является ли украинский президент надежным партнером, сказал: «Петр Порошенко — лучший шанс, который в настоящее время есть у Украины».
«Донбасс точно не сливаем. Стратегии (работы в Донбассе) нет. Лавров же не может сказать, что мы сливаем Донбасс, но нужно слышать не только то, что Лавров и другие говорят, но и то, что они не говорят», — заявляет собеседник из другой «новороссийской структуры».
При этом он полагает, что предсказывать ситуацию и итог следующих Минских переговоров сложно хотя бы в силу того, что конечные решения по переговорам и позиции страны принимает в России «один человек».
Из этого можно сделать вывод, что Россия стоит на позиции «единая, хоть и децентрализованная Украина, но без Крыма».
В ДНР на Украину не хотят
В самой ДНР с московской трактовкой будущего самопровозглашенных республик в составе Украины не согласны, рассказал политконсультант правительства ДНР Роман Манекин.
«Есть озвученная позиция Захарченко, Пушилина, Ходаковского (премьер, вице-спикер парламента, секретарь совбеза ДНР соответственно), других о том, что ДНР существует в рамках бывшей Донецкой области. Это положение зафиксировано в «Акте о независимости» и в «Декларации независимости ДНР». Есть специальное постановление верховного совета ДНР времен первой минской встречи, запрещающее должностным лицам республики подписывать документы, противоречащие упомянутым документам, а также конституции Донецкой народной республики. Эти положения ревизии не подлежат! Вне зависимости от любых высказываний господина Лаврова, Суркова, Иванова или кого бы то ни было. Позиция руководства республики едина и неизменна», — говорит «Газете.Ru» Манекин.
Другой источник в ДНР предлагает относиться к любым высказываниям российских политиков как «к сотрясению воздуха».
«Нужно «развести» Запад на частичное снятие санкций, «поцеловав» Порошенко в прямом эфире. Я давно перестал вчитываться в чьи-то слова. Для меня принципиальное значение имеет «военторг», режим на границе, действия советников и кураторов, невоенные поставки, дислокация наших отпускников и прочее. Громкие разговоры лучше не слушать вообще», — объясняет собеседник «Газеты.Ru».
Бывший замглавы МИД ДНР Борис Борисов рассказал, что МИД изначально занимал позицию поддержки «федерализации Украины» и интеграции Донецка на Украину.
«Так что это не вчерашняя выдумка. Более того: ранее российский МИД требовал от русских сил в Крыму отказаться от борьбы за «Русский Крым» и настаивал на той же «федерализации». Этой теме там уже более 10 лет, это не вчера появилось. Насчет «не настаивали на федерализации» — а вот это уловка. Еще как настаивали», — говорит Борисов.
Депутат народного совета, бывший спикер парламента Донецкой народной республики Борис Литвинов высказал в интервью «Газете.Ru» точку зрения, как «человека у истоков ДНР».
По его словам, позицию России по реинтеграции Донбасса можно было реализовать в мае — начале июня. Но с этого времени «слишком много крови пролилось с обеих сторон».
«Любая реализация натолкнется на сопротивление и на Украине, и в ДНР. С той стороны буря протеста со стороны националистов и олигархических групп. Мы в ДНР сначала мечтали о федерализации, большей политической и экономической власти. Но Порошенко выбрал путь войны, идеологической и горячей, и теперь не отступает», — говорит Литвинов.
По его словам, теперь в ДНР надеются на прекращение войны и экономическое соревнование с Украиной («мирное, но отдельное сосуществование»), а также валютно-финансовую самостоятельность.
Санкции в обмен на уступки
Пока в Москве определяются с будущим самопровозглашенных республик, при сохранении текущей политики в Донбассе Москву может ожидать новая волна санкций. 12 декабря дипломатический источник ТАСС в Брюсселе рассказал, что работа над новыми санкциями завершится к саммиту ЕС 18–19 декабря. Сенат США в прошедшую субботу, 13 декабря, одобрил законопроект «Акт в поддержку свободы Украины – 2014», предусматривающий ужесточение экономических санкций против России, в частности против «Рособоронэкспорта» и «Газпрома» в случае сокращения поставок газа в страны НАТО, на Украину, в Грузию и Молдавию.
Судя по заявлениям российского руководства, на фоне девальвации рубля санкции нервируют Москву все серьезнее. В интервью France-24 Лавров прямо заявил, что антироссийские санкции являются попыткой смены режима в России.
Однако во вторник, 16 декабря, в Лондоне госсекретарь США Джон Керри заявил, что Россия в последнее время предприняла ряд конструктивных шагов, которые могут помочь урегулированию конфликта на Украине.
«Позвольте заметить, что Россия предприняла конструктивные шаги в последние дни, — отметил госсекретарь. — Существуют признаки конструктивных решений. Это может принести пользу».
По его словам, в ближайшие дни стороны могут выйти на «ясный и четкий путь для всех сторон конфликта на Украине». Более того, «санкции могли быть отменены месяцы назад, они могут быть отменены в течение нескольких дней», в зависимости от того, какие решения примет руководство России (цитата по Reuters).
На фоне стремительной девальвации рубля и паники на российском валютном рынке Керри заявил: «Мы (США) не хотим, чтобы пострадал народ России, это не является нашей целью... То, что происходит с рублем, связано не только с санкциями, свою роль сыграли и цены на нефть».
Керри не уточнил возможные «конструктивные шаги» для снятия санкций. Хотя на Западе публично говорят о непризнании вхождения Крыма в состав России, похоже, что этот вопрос ушел на второй план. Главным требованием руководителей стран, входящих в НАТО, является прекращение поддержки вооруженных сепаратистов на Украине и обеспечение контроля над границами.
Часть влиятельных американских экспертов считает, что у России существует достаточно серьезных экономических рычагов для давления на украинские власти. В своей недавней статье в авторитетном издании Foreign Policy политолог Сэмюэль Чорап заявил, что Россия в состоянии поставить Украину «на колени». Это «сделает невозможным для Киева осуществить путинский кошмар — привести Украину в ЕС и НАТО», объясняет эксперт.
Ведущий эксперт немецкого Фонда Джорджа Маршалла Майкл Барановский называет водоразделом для нормализации отношений прекращение поддержки сепаратистов и соблюдения основ Минского соглашения.
Однако из-за того, что доверие к России находится на крайне низком уровне, российское правительство должно продемонстрировать, что идет на искренние и долговременные шаги, объясняет эксперт.
«Первый хороший шаг — это выполнение Минских соглашений. В настоящее время ситуация очень далека от этого. Не должно быть никаких операций российских военных независимо от того, что делает украинская сторона. В конце концов они действует на своей территории. В то же время это оставляет нас с проблемой Крыма, и я думаю, что на ее решение уйдет не один год, и до этого санкции не будут сняты».
Однако эксперт сомневается, что Россия и Запад в будущем придут к открытому компромиссу по статусу Крыма.
«Я не думаю, что здесь будет ситуация «не спрашивай — не говори», — размышляет американский политолог, напоминая существовавший долгое время в американской армии принцип «don't ask, don't tell», в соответствии с которым в американской армии запрещено было служить геям, но только в том случае, если они публично сообщают о своей ориентации. Если же дело обходилось без огласки, проблем не возникало.