В ночь на 1 декабря в центре Киева несколько сотен протестующих требовали отставки генерального прокурора Виталия Яремы. Кто собирал активистов, доподлинно неясно, но Борис Филатов, который до последнего времени занимал пост вице-губернатора, заметил, что «кадровый вопрос никогда не был сильной стороной президента», и напомнил, что в свое время Янукович не захотел вовремя уволить министра внутренних дел Александра Захарченко и это стоило ему президентского кресла.
«Именно тот случай, когда аналогии уместны», — заключил Филатов.
Сейчас Борис Филатов — внефракционный народный депутат. На выборы он шел вместе с «Блоком Петра Порошенко», но уже во время первого заседания фракции вышел из нее, сославшись на то, что охранники не впустили его к коллегам. «Мне дали понять, что Петр Порошенко не видит меня во фракции, потому что я много и остро говорю», — отметил он. Вышел из БПП и еще один член команды Коломойского — губернатор Одесской области Игорь Палица. Более того, ради сохранения нынешней должности он отказался от мандата вовсе.
Еще один заместитель Коломойского Святослав Олейник также позволил себе нелестный пост в адрес Яремы: «Беги, Ярема, беги. Беги быстрее, пока еще можешь успеть, и забери с собой всю эту мразь...».
Возможно, эти нападки в отношении генпрокурора связаны с тем, что на днях на допрос вызвали еще одного человека из команды Коломойского — Геннадия Корбана. Надзорное ведомство интересовало нападение на днепропетровского прокурора Романа Федика, с которым у людей Коломойского был прямой конфликт.
Допрос получился своеобразным: Корбан потребовал личной встречи с Яремой, выписал 30 пропусков для «охраны» в лице активистов «Правого сектора» (организация запрещена в России), а Филатов вместе с командиром еще одного добровольческого батальона попытались выломать решетку на проходной генпрокуратуры.
Есть и другие признаки острого конфликта Коломойского с центральной властью. На днях государственная фискальная служба Украины арестовала несколько заправок, принадлежащих бизнес-группе «Приват» Коломойского, якобы за использование теневых схем по уходу от налогов.
А минюст не так давно отобрал у авиакомпании МАУ (тоже принадлежит Коломойскому) ряд преференций при распределении авиамаршрутов, которые компания получила от госавиаслужбы. Политолог Тарас Березовец говорит, что МАУ хотела монополизировать рынок, но не все во власти оказались с этим согласны. По его данным, высшее руководство аэропорта Борисполь — это тоже люди Коломойского, и это «создает дополнительные возможности для данной промышленно-финансовой группы», хотя попутно «ограничивает конкурентные возможности многих других компаний, которые готовы были выйти на рынок».
Стоит отметить, что во время так называемой коалициады, когда партии — победители выборов делили между своими членами государственные должности, был очевиден конфликт между командой Порошенко и командой Арсения Яценюка.
А ведь последнего в Киеве тоже многие считают креатурой Коломойского: тот, мол, финансировал избирательную кампанию «Народного фронта». Ходят слухи, что Коломойский очень расстроился по поводу того, что администрация президента не позволила ему приватизировать Одесский припортовый завод.
Если эти конфликты будут продолжаться, для Украины это означает дальнейшую потерю инвестиционной привлекательности, полагает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. «Ни один инвестор не придет работать в страну, в которой военные люди могут захватить предприятие, а губернатор и власть и это поддерживают. Никто не хочет, чтобы здесь был Дикий Запад», — объясняет он.
В свою очередь, директор Центра политического маркетинга Василий Стоякин уверяет, что конфликт между президентской администрацией и руководством Днепропетровской области начинает разгораться.
«Коломойский — это не госслужащий, а олигарх. Опыт конфликта Юлии Тимошенко с Дмитрием Фирташем показывает, что украинское государство ни одного украинского олигарха самостоятельно победить не в состоянии», — констатирует он.