Саркози вернется в политику или в тюрьму

В выходные бывший президент Франции станет лидером крупнейшей правой партии страны

Полина Матвеева
Уже в эту субботу партия «Союз в поддержку народного движения» (СНД) проведет внутренние выборы. И если пост председателя все же удастся отвоевать Николя Саркози, а такая вероятность весьма велика, это станет «первым шагом к возвращению экс-президента страны в Елисейский дворец», констатируют французские СМИ. Среди последних громких заявлений Саркози — слова о том, что «Мистрали» должны быть переданы России.

Саркози сообщил о намерении вернуться в большую политику еще в середине сентября.

«Франция разрушается, а я должен сидеть дома и оставить свой народ?! Я не хочу делать глупые заявления и объявлять себя спасителем. Но я также не хочу, чтобы мою страну судили. И это не просто мое желание. У меня нет выбора, я должен вернуть своей стране то, что она дала мне», — объяснил свое рвение бывший президент Пятой республики.

Тогда же он пообещал, что в случае избрания на пост лидера партии не только проведет внутрипартийные реформы, но и наберет новую команду и даже, скорее всего, переименует партию, основанную при его непосредственном участии в 2002 году.

Всего за пару дней до внутрипартийных выборов Саркози позволил себе громкое политическое заявление. Раскритиковав решение действующего президента Франсуа Олланда, которому он два года назад проиграл выборы, о приостановке поставки вертолетоносцев «Мистраль» заказчику, Саркози отметил: «Я осознаю, что действия Владимира Путина создают проблемы, однако нужно передать «Мистрали», вести диалог с Россией».

Кроме этого, экс-президент призвал политиков сконцентрироваться на борьбе с боевиками-исламистами вместо того, чтобы портить отношения между Европой и Москвой.

К слову, в России Саркози побывал совсем недавно. В начале июня он приехал в Москву вместе со своей женой, певицей Карлой Бруни, которая выступила с концертом в столичном Доме музыки. А после этого отправился в Сочи на неформальную встречу с Владимиром Путиным.

На предстоящих партийных выборах противостоять Саркози будут два других кандидата, однако ни один из них не имеет серьезных шансов на успех. Ключевой вопрос — насколько велика будет поддержка экс-президента среди делегатов съезда.

Дело в том, что сама по себе победа в борьбе за высокий партийный пост еще не гарантирует, что именно Саркози станет кандидатом от правых сил на предстоящих в 2017 году выборах главы государства. И у него есть серьезный соперник — бывший премьер в правительстве Жака Ширака Ален Жюппе.

Да и последние социологические опросы не на стороне Саркози. Сегодня, спустя два с половиной года после того, как он оставил свой пост, его возвращению в Елисейский дворец были бы рады всего 23% французов. В свою очередь, по данным социологов, на середину сентября у Жюппе был самый высокий рейтинг одобрения среди ведущих политиков страны — 52%.

Правда, Саркози по-прежнему остается самой популярной фигурой у правого электората.

К слову, в пятницу его возможное возвращение на пост президента прокомментировал депутат Европарламента Жан-Мари Ле Пен. «Он не изменился. Его ответственность за то, что происходит с нами, огромна. Так что это не тот кандидат, которого я опасаюсь», — отметил Ле Пен, выразив уверенность, что кресло главы государства может смело занять его дочь Марин.

Сторонники Саркози сравнивают его с основателем Пятой республики генералом Шарлем де Голлем, который в свое время на несколько лет покинул большую политику, чтобы вернуться в Елисейский дворец в роли спасителя нации. Загвоздка в том, что де Голля никогда не обвиняли в злоупотреблении служебным положением и коррупции, так что противники предпочитают сравнивать его со скандально известным итальянским премьером Сильвио Берлускони.

«На завтрашних праймериз у Саркози очень неплохие шансы хотя бы потому, что он единственный из кандидатов, который был президентом, — полагает эксперт Российского совета по международным делам, профессор кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО МИД России Евгения Обичкина. — И президентом, который закончил свой срок хоть и в кризисный момент, но проиграл он тогда не только потому, что его политика была неудачной, а в большей степени потому, что наступил мировой финансовый кризис.

А сейчас кризис социалистами не преодолен, наоборот, ситуация становится все хуже и хуже. Поэтому имиджа неудачника у Саркози нет. А все эти аферы, которые в последнее время связывали с его именем, скорее, были расценены членами партии не как какой-то позор, который ложится пятном на партию, а как происки режима, находящегося у власти».

В любом случае ставки Саркози чрезвычайно высоки: он борется за президентское кресло, чтобы не оказаться на скамье подсудимых.