«Я знаю реакцию и оценки, которые были сделаны представителями Новороссии. Наверное, это не идеальный документ, но это шаг в правильном направлении», — прокомментировал Путин закон об особом статусе отдельных районов Донбасса на брифинге в Милане после двусторонней встречи с украинским президентом в пятницу, 17 октября.
Сам Порошенко во время выступления перед журналистами высказался куда конкретнее, заявив, что выборы в Донбассе «должны пройти по тому закону», который он подписал.
Но несмотря на достигнутые договоренности, положение вещей в Донбассе они, похоже, не меняют.
«Мы идем по прежнему плану, слова Путина никак на него не повлияют, выборы пройдут независимо от украинских законов», — говорит источник «Газеты.Ru», близкий к кураторам назначенных на 2 ноября выборов в ДНР и ЛНР.
Этот же собеседник «Газеты.Ru» ранее объяснил, что, по его данным, выборы в ДНР и ЛНР пройдут по схеме «2 на 2» — организаторы выборов в каждой республике зарегистрируют не более двух избирательных блоков и не более двух кандидатов на кресло премьер-министра. Фаворитами выборов являются нынешние премьеры ДНР и ЛНР Александр Захарченко и Игорь Плотницкий и поддерживающие их избирательные блоки, с которыми в плотном контакте работает Москва.
Источник также рекомендовал обратить внимание на комментарии вице-премьера ДНР Андрея Пургина. В пятницу, когда Путин был в Милане, Пургин публично заявил, что закон об особом статусе — «блеф», поскольку в нем четко не прописаны территории особого статуса, для этого требуется дополнительное постановление Верховной рады.
Ранее премьер-министр ДНР Александр Захарченко также заявил, что в республике намерены провести собственные выборы 2 ноября, невзирая на подписание украинскими властями закона об особом статусе Донбасса.
Этот закон, который вступил в силу в субботу, гарантирует свободу использования русского языка и усиление связей региона с Россией. Также он предусматривает проведение местных выборов 7 декабря. Особый статус действует три года. Основой для закона стали минские соглашения от 5 сентября, которые подписали представители Киева и сепаратистов при посредничестве России и ЕС.
Особый статус предполагает, что местные власти смогут заключать с центром соглашения об экономическом, социальном и культурном развитии, а руководителей прокуратуры и судов будут назначать с учетом мнения местных властей. Кроме того, появится добровольная народная милиция. Помимо того вводится особый экономический режим, призванный восстановить промышленность и инфраструктуру региона.
Однако уже сейчас ясно, что украинские законы будут действовать только за линией фронта на территориях, которые контролируют силы АТО. На территории же ополчения после выборов де-факто сохранится власть полевых командиров, в значительной степени зависящих от российской помощи.
Закон также предусматривает освобождение от ответственности участников вооруженных формирований, членов самопровозглашенных органов в Донецкой и Луганской областях. Сепаратистов освобождают от уголовной ответственности, если они в течение месяца с момента вступления в силу закона освобождают заложников, сдают оружие, не блокируют органы государственной власти и организации. Под амнистию не попадают те, кто совершил тяжкие преступления.
В украинском парламенте закон об особом статусе прошел после нескольких попыток, вызвав мощную критику у «партии войны», которая расценила его как сдачу зоны АТО России. Глава МВД Украины Арсен Аваков в эфире украинского канала «1+1» заявил, что закон представляет собой «формальность». А украинский и российский МИДы поспорили о том, соответствуют ли минским соглашениям автономные от Киева выборы в ДНР и ЛНР.
Лидеры сепаратистов сразу же заявили, что такой закон их не устраивает. ДНР и ЛНР в ответ на предложение Киева провести выборы 7 декабря назначили выборы на 2 ноября.
Замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин полагает, что если бы Россия попыталась отменить собственные выборы в ДНР и ЛНР и провести их в политическом поле Украины, это было бы чревато бунтом внутри самопровозглашенных республик против лидеров, на которых ставит Москва.
Как считает политолог, ситуация сходна с майским референдумом об отделении Донбасса, с которым Путин также предлагал повременить. Однако тогда ополченцы не послушались президента России.
«Выборы пройдут 2 ноября вне украинского правового пространства, а Москва скажет, что не получилось уговорить ополченцев. Скажет, что мы сделали что могли, положительно оценили закон об особом статусе, но у республик своя точка зрения. Россия эти выборы не признает, но поскольку стоит за Захарчено и Плотницким, будет оказывать им свою поддержку», — рассуждает Макаркин.
Эксперт уверен, что для любого из лидеров ДНР и ЛНР попытка провести выборы в украинском правовом поле может стать самоубийственной, поскольку такие настроения не разделяют полевые командиры.
Кроме того, Макаркин предполагает, что российские элиты внутренне апеллируют к событиям 21 февраля, когда при посредничестве России и ЕС было подписано соглашение лидеров «евромайдана» с президентом Виктором Януковичем.
«Возможно, российские власти считают, что действуют в логике Евросоюза. Перед соглашением Москва смотрела на реакцию Запада. Когда революционеры свергли Януковича, европейцы сказали, что соглашение не устроило оппозицию, что и стало причиной революции. Теперь Запад смотрит на реакцию Москвы. Кремль заявляет, что ему понравился план Порошенко, но ополчение идея выборов по украинским законам не устраивает», — заключает Макаркин.