За три недели до президентских выборов в Румынии разгорелся скандал. Президент страны Траян Бэсеску обвинил премьер-министра Виктора Понту, имеющего хорошие шансы стать его преемником, в том, что тот был тайным агентом румынской внешней разведки.
Об этом он заявил накануне в эфире телеканала Realitatea. «Виктор Понта должен признать, что в период с 1997 по 2001 год он был тайным офицером SIE (служба внешней разведки Румынии. — «Газета.Ru), — сказал президент. — Он воспользовался этим для продвижения по службе. Эта информация — не информационная бомба. Это реальность, которую я готов доказать».
По словам Бэсеску, пребывание одновременно прокурором и тайным агентом «конституционно несовместимо».
«Доказательств этому нет и быть не может, но в Румынии действительно очень многие полагают, что господин Понта в подобной истории был замешан, — рассказывает эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер. — И дело даже не в карьерном росте, его особенно и не было. А вот то, что он использовал полученную на службе информацию и передавал ее тем, кто мог использовать ее в политических целях, — это действительно вероятно».
Стоит отметить, что в социалистическое время внешняя разведка была частью могущественного департамента госбезопасности — печально известной своей борьбой против противником режима Чаушеску «Секуритате», и это может придавать обвинениям дополнительную остроту.
«Намеки на это Бэсеску делал и раньше, но до публичных обвинений дело не доходило, — говорит Брутер. — Сейчас Бэсеску уходит и просто-напросто подложил Понту дохлую кошку, чтобы заставить оправдываться».
Тому действительно пришлось оправдываться: «С 1995 года, когда я получил диплом юриста, и до сегодняшнего дня прошло 20 лет, в течение которых я уважал законы этой страны»,— говорит Понта. Сразу после окончания юридического факультета Бухарестского университета он три года проработал прокурором в первом административном секторе Бухареста, а потом еще два года являлся прокурором в Верховном суде Румынии, занимаясь антикоррупционными расследованиями.
Сторонники Понты предсказуемо обвинили президента Бэсеску в попытке дискредитировать премьера, рейтинг которого за три недели до президентских выборов заметно выше, чем у всех его конкурентов. По данным компании CSCI, за Понту готовы отдать свои голоса 42% граждан страны.
Сам Бэсеску пробыл на своем посту два срока и участвовать в выборах не может. В 2012 году сторонники Понты инициировали референдум о его импичменте, но тогда он провалился из-за низкой явки избирателей. Подавляющее большинство принявших участие в референдуме поддержало отставку Бэсеску (87,5% избирателей), но этого оказалось недостаточно для положительного решения вопроса.
После неудавшегося импичмента ряд представителей Европейского союза предостерегли Понта о недопустимости злоупотреблением своими полномочиями.
Как раз в рамках подготовки к голосованию Бэсеску и начал войну компроматов против Понты. За пару месяцев до референдума группа румынских академиков признала Понту виновным в плагиате: якобы 85 страниц его диссертации о Международном уголовном суде в Университете Бухареста были скопированы без должных указаний на источники. Комиссия выразила намерение лишить премьер-министра ученой степени. В свое время из-за обвинений в плагиате свои посты были вынуждены покинуть министр обороны Германии Карл-Теодор цу Гуттенберг и президент Венгрии Пал Шмитт.
Но румынский политический класс оказался куда менее щепетильным, и свой пост он сохранил.
Кандидат от пропрезидентской партии «Народное движение» Елена Удря уже потребовала снять Понту не только с предвыборной гонки, но и с поста премьера. «Ситуация такова, что премьер-министр и кандидат в президенты с наибольшими на сегодняшний день шансами на избрание нарушил конституцию, закон и лгал все последние годы румынам», — заявила она.
Впрочем, Владимир Брутер убежден, что новая порция обвинений вряд ли как-то повлияет на рейтинги премьера: «Конечно, тот, кто оправдывается, всегда находится в уязвимой позиции. Но высокий рейтинг Понты — это не столько его личный высокий рейтинг, сколько популярность партии. Это как раз тот случай, когда партия делает рейтинг лидера».
«Бэсеску был первым президентом после 1989 года, который запросил у спецслужб список офицеров под прикрытием... Но каждое разоблачение офицера, который участвовал в различных мероприятиях, ведет к пересмотру как партнерскими, так и непартнерскими спецслужбами из других государств всех случаев присутствия этого человека не территории страны, исходя из презумпции, что его действия в любом случае могли быть враждебными. И это создает огромные проблемы для службы, не только для имиджа».
«Это обычный для Бэсеску стиль. Понта здесь не исключение. Он испортил отношения практически со всеми румынскими политиками, кроме двух-трех человек, к нему приближенных», — резюмирует Брутер.