Официальную регистрацию Партия прогресса (ПП) получила 25 февраля 2014 года, хотя сам Алексей Навальный через три дня был посажен под домашний арест. Чтобы регистрация «не сгорела», по закону в следующие шесть месяцев партия должна была зарегистрировать региональные отделения более чем в половине субъектов России (то есть минимум в 43). По словам юриста партии Дмитрия Крайнева, в четверг ПП получила последнюю, 44-ю, регистрацию в Чувашии.
Теперь сторонники Навального заявляют о намерении участвовать в выборах всех уровней, «если Минюст не придумает что-то в очередной раз».
Позиция Минюста
Источник «Газеты.Ru» в Минюсте заявил, что в настоящее время они могут засчитать лишь 19 отделений, которые партия успела зарегистрировать за отведенные по закону полгода. Срок истек 25 августа. Остальные региональные отделения либо были зарегистрированы уже после, либо по вопросу их регистрации идут судебные процессы. Всего, по словам источника в Минюсте, в настоящее время тяжбы ведутся в 30 субъектах.
В ряде случаев, рассказывает источник, сложилась следующая ситуация: отделению было отказано в регистрации, это решение было опротестовано в суде, параллельно партийцы устранили нарушения, на основании которых им было отказано в регистрации, и снова подали документы на регистрацию. Отделения были зарегистрированы, но суды при этом продолжаются. «И пока не вынесен вердикт, мы не можем считать отделения зарегистрированными», — говорит собеседник «Газеты.Ru».
По его словам, судебные процессы завершатся не раньше ноября: тогда и можно будет делать окончательные выводы — есть ли у Партии прогресса необходимое количество зарегистрированных отделений или нет.
Нехитрая математика показывает: для того чтобы получить заветное число «43», Партия прогресса должна выиграть у Минюста не менее двадцати четырех судебных процессов из тридцати. Источник в ведомстве утверждает, что пока представителям Навального удалось одержать победу лишь в одном регионе — Санкт-Петербурге.
«Нарушения, на основании которых партия получала отказы, самые элементарные. Например, подают документы на регистрацию как Партия прогресса, а в качестве основания для подачи документов указывается решение съезда «Народного альянса» (так Алексей Навальный хотел назвать свою политическую силу изначально. — «Газета.Ru»). Или — в качестве уполномоченного лица партии в документах назван Владимир Ашурков (исполнительный директор Фонда борьбы с коррупцией (организация включена Минюстом в список иноагентов и запрещена в России), объявлен в федеральный розыск. — «Газета.Ru»), хотя на самом деле он уполномоченным давно не является. В ряде случаев указывались недействительные паспортные данные членов региональных отделений и так далее», — говорит собеседник «Газеты.Ru».
Позиция Партии прогресса
Юрист партии Дмитрий Крайнев ранее рассказывал «Газете.Ru», что ПП столкнулась с многочисленными отказами Минюста в регистрации отделений. К концу сентября их накопилось более 160, в каких-то субъектах в регистрации отказывали до пяти раз. По его словами, ведомство придиралось к незначительным формальностям вроде отсутствующего в тексте пробела.
Тяжбы в судах Крайнев назвал страховкой от отзыва федеральной лицензии партии и заявил о намерении обратиться в ЕСПЧ, если ПП не допустят на выборы.
Что касается новых претензий Минюста, Крайнев не согласен с Минюстом в том, что срок, отведенный на регистрацию отделений, окончательно истек 25 августа. По его словам, ведомство не учло п. 7 ст. 15 закона «О политических партиях», согласно которому срок регистрации может продлеваться в двух случаях: если Минюст приостановил регистрацию хотя бы одного отделения; и если решение об отказе в регистрации отделения обжаловано в суде и его вердикт не вступил в силу на момент истечения пресловутого шестимесячного срока. Подобных примеров у Партии прогресса достаточно.
«Раз партия продолжает регистрировать отделения, значит, сроки продлены не только на ведение судов, но и на всю деятельность. А официальное подтверждение уже продленных сроков регистрации региональных отделений есть — у нас ведь никто не аннулировал федеральную лицензию. У нас не могут отозвать лицензию. Единственное основание для ликвидации партии — не решение Минюста, а только решение Верховного суда», — делает вывод Крайнев.
По словам юриста, партию обязаны допустить к выборам. Согласно п. 2 ст. 36 того же закона партия может участвовать в выборах с момента предоставления свидетельств о госрегистрации отделений не менее чем в половине субъектов. Партия прогресса такие документы предоставила, дополнительного разрешения Минюста не требуется, утверждает юрист. «Я не вижу легальных возможностей не допустить нас до выборов», — считает Крайнев.
Крайнев говорит, что ждет от ведомства официального отказа, а не устных комментариев от анонимных источников в СМИ.
Если все проблемы с регистрацией все же будут решены, соратники Навального планируют бороться за места на всех уровнях: в муниципалитетах, региональных закcобраниях, а в перспективе — участвовать в губернаторских выборах.
Зарегистрируют ли партию?
Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов считает, что пока у власти тактика такая: «мира не заключать — войну не вести».
«Навального не сажать — но авансов не выдавать. Так что, скорее всего, или откажут, или подвесят тему. Навальный единственный из всех заметных оппозиционных игроков политик-интуитивист. И это его конкурентное преимущество делает публичную конкуренцию с ним более дискомфортной. Даже если сам не вырастет — рейтинги остальным обрушить может», — объясняет политолог.
Начальник юридической службы КПРФ депутат Госдумы Вадим Соловьев выразил удивление, почему у сторонников Навального столько проблем с регистрацией, хотя уже имеется 75 зарегистрированных партий. С его точки зрения, по квалификации юристы Навального «на две головы выше» тех, кто занимался «спойлерскими» проектами вроде современной КПСС и «Коммунистов России».
«Моя практика 20 лет работы в политической юриспруденции показывает, что наше правосудие политизировано до невозможности. У меня скептическое отношение к тому, что суды могут принять решение в пользу партии Навального, если команда не регистрировать прошла, то суды возьмут под козырек», — полагает Соловьев.
Проблемы с регистрацией возникали далеко не только у Партии прогресса, говорит политолог, представляющий околокремлевский Институт социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ), Александр Пожалов: «Минюст многим отказывал в регистрации, просто эти случаи не привлекали внимания СМИ».
По его мнению, сторонники Навального на самом деле не заинтересованы в том, чтобы их зарегистрировали сейчас: «Думаю, мы имеем дело с тактикой максимальной политизации процесса. После первоначальных отказов в регистрации в регионах партия могла пойти двумя путями: либо заново провести конференции отделений, либо начать судиться с Минюстом. Представители Партии прогресса затеяли тяжбы. Но тяжбы — это всегда долго. И в этом случае шесть месяцев, отведенные на регистрацию, оказываются очень маленьким сроком».
«Теперь между министерством и Партией прогресса возник спор, как трактовать закон в той части, где он говорит о продлении сроков, отведенных на регистрацию. На мой взгляд, в данном случае в законе есть правовой вакуум, который выявился только сейчас. Это будет предметом судебных разбирательств», — считает Пожалов.
По его мнению, сторонники Навального нацелены на то, чтобы дойти до ЕСПЧ, к думским выборам 2016 года получить решение в свою пользу и таким образом быть зарегистрированными. В этом случае Партия прогресса убивает двух зайцев: «Во-первых, пропускает региональные выборы в следующем году, которые бы стали для них заведомо провальными. Во-вторых, получив решение ЕСПЧ, партия сможет участвовать в думской кампании. Если же решения ЕСПЧ к 2016 году не будет или оно окажется не в их пользу, то, я думаю, произойдет вливание сторонников Навального в РПР-ПАРНАС».