«Два, максимум, три дня, и аэропорт Донецка перейдет под наш контроль, — заявил премьер самопровозглашенной ДНР Александр Захарченко в среду. — Сегодня можно сказать, что мы контролируем 90% территории аэропорта».
Бои за донецкий международный аэропорт им. Сергея Прокофьева начались в конце мая, тогда же было приостановлено обслуживание рейсов. 26 мая неудачный штурм предпринял командир батальона «Восток» Александр Ходаковский: операция закончилась серьезными потерями для ополченцев. Часть бойцов погибла уже после штурма, возвращаясь на базу: по неофициальным данным, их по ошибке расстреляли свои же союзники.
После ополченцы «прощупывали» оборону аэропорта, применяя тяжелую артиллерию и предпринимая многочисленные вылазки. По некоторым данным, держать осаду украинским военным помогает система многоуровневых подземных коммуникаций, позволяющая передвигаться и пополнять запасы оружия и продовольствия. Впрочем, в интервью vesti.ua бывший начальник аэропорта назвал информацию о коммуникациях мифом, предположив, что речь идет о подземном бункере между зданием аэропорта и гостиницей.
Сепаратисты сообщали, что аэропорт охраняют специалисты из польского спецподразделения «Гром», но подтверждения этой информации из независимых источников не появлялось.
Так или иначе, украинским силовикам неоднократно удавалось прорывать окружение.
Аэропорт является важной логистической точкой и для силовиков, и для ополченцев, поскольку в перспективе его можно использовать по прямому назначению, в том числе и для военных поставок.
На фоне продолжающихся кровопролитных боев Киев может использовать контроль над аэропортом для обмена на большие по площади земли вокруг Донецка.
Для украинских военных это самый близкий к Донецку укрепленный плацдарм, поэтому удержание аэропорта на окраинах занятого противником города важно в политических целях. В данный момент вовсю идет торг об условиях демаркации границ Украины и самопровозглашенных республик. Минские соглашения требуют отвода войск тяжелой артиллерии на 15 км от линии соприкосновения с противником.
Украинские власти пытаются сделать аэропорт разменной монетой, следует из заявлений назначенного Киевом губернатора Донецкой области Сергея Таруты. В СМИ ранее появилась информация о том, что украинская армия удерживает аэропорт Донецка с целью обменять его на захваченный 25 августа Новоазовск, однако чиновник такой сценарий опроверг.
«Переговоры об обмене аэропорта действительно ведутся. К сожалению, Новоазовск в этих переговорах не обсуждается — он пока останется оккупированным городом. Обмен будет проводиться на территории, вплотную прилегающей к Донецку. Речь идет о больших территориях», — сказал Тарута.
Эксперты полагают, что, хотя торг действительно ведется, чиновник поторопился выносить его в публичную плоскость.
«Мнение Таруты не мнение Киева. Более того, Таруту, по моей информации, одернули из администрации президента, дали понять, что не нужно спешить с такого рода заявлениями. Власть попытается удержать любой ценой аэропорт, чтобы использовать его при обсуждении демаркации границ», — заявил «Газете.Ru» украинский политолог Вадим Карасев.
Для ополчения важно выбить украинских силовиков из аэропорта вне зависимости от минских соглашений, поскольку аэропорт, хотя и не может служить полноценным плацдармом для наступления украинских сил, все же оставляет угрозу обстрела Донецка и отнимает много сил и ресурсов ополченцев.
Глава Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов согласен с тем, что контроль над аэропортом принципиально важен для обеих сторон. По его словам, до войны это был один из самых современных аэропортов на Украине и даже во всей Восточной Европе.
Контроль над ним поможет восстановлению мирной жизни. Украинцам же аэропорт нужен, чтобы отрезать самопровозглашенные республики от авиасообщения, однако удерживать его ресурсов нет.
«По всей видимости, операция по взятию аэропорта скоро завершится, вероятно, с еще большими жертвами. Хочется верить, что взятие аэропорта не спровоцирует новый виток войны. Насчет обмена аэропорта я сомневаюсь, учитывая статус сторон, кто такой губернатор Тарута и кто власти ДНР. У первого статус формальный, но абсолютно нереальный, а у вторых наоборот. Не понимаю, на каком основании его будут менять. Думаю, если будет очевидно, что аэропорт не удержать, создадут коридор для эвакуации военных», — считает Лукьянов.
Эксперт прогнозирует, что конфликт в Донбассе скоро «заморозят» и с началом мирной жизни шансы на возникновение нового конфликта снизятся.
«Сейчас идет чисто техническая, но крайне важная работа, демаркация, контроль, мониторинг, механизм соблюдения перемирия. Формируется зона замороженного конфликта, дальше переговоры по статусу могут идти бесконечно долго или не идти вообще, или идти с перерывами. Но после осуществления технической работы будет налаживаться мирная жизнь, которой сейчас там нет», — резюмирует политолог.