Бывшая коммунистическая Восточная Германия по-прежнему заметно отстает от богатой Западной. К такому выводу пришли власти Германии в правительством докладе, подготовленном к 25-летию падения Берлинской стены.
Обеспечение равного уровня жизни по-прежнему остается основным пунктом в политической повестке дня, рапортуют немецкие власти. Уполномоченный правительства по вопросам развития восточных регионов Германии Ирис Гляйке недавно отметила, что в целом баланс между регионами сегодня можно назвать «отрадным», но в этой истории еще остается очень много но.
Сухие цифры должны вселять оптимизм: растет производство, ширятся инвестиции в развитие инфраструктуры и улучшение стандартов жизни, но уровень ВВП на душу населения на востоке в прошлом году по-прежнему составил лишь 66% от уровня Западной Германии.
«В последние 15 лет скорость сближения регионов заметно снизилась», — продолжает The Financial Times.
Хороший пример — безработица. По данным на август текущего года, в целом по стране ее уровень закрепился на отметке 6,7%, и это самый низкий показатель с момента воссоединения Германии больше двух десятилетий назад.
Но в Западной Германии за период с 2008 по 2013 год уровень безработицы упал на 0,4% и составил 6% в 2013 году, а в Восточной — снизился на 2,8%, но все равно почти на 5% больше — 10,9%.
После объединения Германии много молодежи оставило восток ради учебы и работы на западе — большинство уже не вернулось на малую родину. Их можно понять, ведь в 2013 году число безработных среди молодежи до 25 лет составляло 9,2% по сравнению с 7,9% в Западной Германии. Правда, здесь ситуация как раз меняется: молодые немцы с запада все более охотно приезжают учиться на восток, в частности в Берлин. На то есть объективные причины: в восточных регионах страны еще с досоциалистических времен сохранился целый ряд сильных университетов, которые не утеряли позиции и во времена ГДР.
И тем не менее, отмечают местные СМИ, до сих пор не точных данных, сколько студентов, окончивших здесь обучение, остаются жить и работать в регионе.
Одновременно Восточная Германия быстрее стареет.
Старше 65 лет здесь 23% населения, на западе пожилых 20%. К 2030 году этот показатель в Восточной Германии подскочит до 33% против 28% в западном регионе, поскольку иностранные иммигранты расселяются преимущественно на западе.
Цифры могут показаться не столь уж впечатляющими, но главный вопрос для Германии не формально математический, а социальный и даже национальный: состоялось ли реальное воссоединение нации, которая в начале 90-х была, по сути, разделена на «ози» и «вэзи» — выходцев с востока и запада страны.
В этом отношении интересно, что на востоке воссоединением довольны сегодня куда больше, чем на западе. 75% восточных немцев сегодня оценивают воссоединение страны положительно, в то время как на западе Германии этот показатель составляет лишь 48%.
В то же время около четверти западных и лишь 15% восточных немцев считают, что воссоединение Германии принесло больше минусов, чем плюсов, отмечают местные СМИ.
И тем не менее, отмечает британское издание The Financial Times, «в то время как большинство восточных немцев радуются концу эпохи ГДР, сохраняется затяжное разочарование в неспособности властей ликвидировать экономический разрыв, несмотря на то что на это уходят огромные расходы».
«Именно это способствовало сильной поддержке партии Alternative für Deutschland (AfD) (партии, критически настроенной по отношению к Евросоюзу, единой европейской валюте и, кроме того, к санкциям против России. – «Газета.Ru») на последних региональных выборах».
На некоторых из них она набрала свыше 10% избирателей и заняла уверенное третье место после христианских демократов и социал-демократов.
В качестве главных плюсов жители восточного региона называют свободу передвижения и личную свободу. Далее в списке преимуществ значатся экономические показатели: высокий уровень жизни и профессиональные перспективы. А вот образование, по мнению восточных немцев, в ГДР было качественно лучше. Кроме этого многие из опрошенных уверены, что сильными сторонами ГДР были система здравоохранения, социальные гарантии, а также реальное равноправие мужчин и женщин.
Все это заставляет руководителя Центра германских исследований Института Европы РАН Владислава Белова говорить о том, что глубинные различия между двумя частями Германии коренятся в более глубоких пластах истории, чем период «холодной войны»
«Воссоединение состоялось, но объективные различия между регионами будут сохраняться еще долго. Но они обусловлены не различиями в административных системах, а различиями в историческом развитии Германии как таковой. ГДР – прусская территория, она всегда существенно отличалась от Баварии, Вюртемберга».
В то же время ученый уверен, что на социальные и политические реалии эти различия могут влиять лишь опосредованно.
«Среди опрошенных против единой Германии в первую очередь выступили люди старшего возраста, у которых есть определенная ностальгия. Но 75% удовлетворенных — это очень высокий показатель. 24 года – большой срок. Выросло новое поколение, которое Германию воспринимает едино, — отмечает Белов. — Отток из Восточной Германии в Западную практически прекратился. Наблюдается даже обратный процесс, когда западные немцы больше шансов в плане образования и карьеры видят в Восточной Германии, нежели в Западной».