Помпезные правительственные комплексы «Сомон» и «Навруз», где встречались лидеры ШОС, и пресс-центр в окружении разноцветных фонтанов и колоритных монументов сильно контрастировали с чистыми, но бедными и почти не освещенными окраинами столицы Таджикистана. Зато по всему городу курсировали усиленные патрули. И даже после открытия саммита власти продолжали наводить марафет. В ночь с четверга на пятницу автобус с журналистами встал в глухую пробку: по всему Душанбе перекрашивали разметку, и раздраженным водителям приходилось искать объездные пути.
Первый день был отведен для двусторонних встреч, проходивших в президентской резиденции, дворце «Кохи Сомон». Владимир Путин сначала побеседовал с председателем КНР Си Цзиньпином, затем к ним присоединился президент Монголии Ахиагийн Элбэгдорж. Позднее настал черед двусторонней встречи Путина с узбекским лидером Исламом Каримовым. А уже после торжественного концерта ближе к полуночи Путин повидался с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном.
На второй день состоялись ключевые заседания лидеров государств ШОС, которые проходили во дворце «Навруз». Участники обсудили вопросы международной безопасности, пути мирного разрешения конфликтов в Афганистане, на Ближнем Востоке и в Северной Африке, стратегию развития организации до 2025 года, подготовку празднования 70-й годовщины победы над фашизмом и другие важные темы. По итогам саммита главы России, Китая, Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Таджикистана подписали пакет документов, включая Душанбинскую декларацию.
Один из долгожданных итогов — наконец принято решение о расширении ШОС.
«Конечно, будем работать над вопросом принятия новых членов в Шанхайскую организацию сотрудничества. Желание присоединиться к ШОС выразили Индия и Пакистан. Будем работать со всеми партнерами и коллегами, со всеми участниками Шанхайской организации сотрудничества», — заявил Владимир Путин, подводя итоги саммита.
Пакистан, Индия и Иран получили статус наблюдателей еще в 2005 году на саммите в Астане. «Они уже состарились, будучи в приемной ШОС, ожидая, когда их из стран-наблюдателей переведут в постоянные члены, — говорит политолог Аркадий Дубнов. — Иран хотя и ожидает вступления много лет, шансов на принятие не имеет, так как находится под санкциями ООН. А вот Пакистан и Индия наверняка будут приняты во время следующей встречи, которая состоится в 2015 году в Уфе».
По словам Дубнова, страны стремились стать участниками ШОС давно: «Пакистан очень настаивал, Индия не слишком». Но долгое время продолжался торг между лидерами организации: Пекин был заинтересован в членстве Пакистана, а Россия стремилась, чтобы оно было уравновешено принятием Индии.
«Так это и продолжалось, пока на фоне резкого обострения мировой ситуации не решили, что престиж ШОС будет сильно укреплен, если в ближайшее время будут приняты эти государства»,
— отмечает Дубнов, добавляя, что, скорее всего, членство в организации будет предоставлено и Монголии: в пользу этого говорят «подготовительные мероприятия, визиты Путина в Улан-Батор и китайско-российские переговоры».
Главным же итогом саммита можно считать то, что на нем Москве удалось избежать критики в свой адрес в связи с украинским кризисом. «На встрече в узком составе мы обсудили и некоторые актуальные вопросы международной повестки дня, в том числе ситуацию на Украине. Весьма удовлетворены тем, что наши подходы по основным направлениям сотрудничества оказались идентичными или близкими», — заявил на заседании ШОС Владимир Путин.
Показательно заявление президента Узбекистана: «В любых переговорных процессах по украинской проблеме должны быть учтены исконные интересы России, которые исторически сложились в течение очень многих веков. Это братские народы, которые жили и будут жить еще долгие века. И будут жить в мире, я убежден в этом. Не учитывать интересы России в этом регионе и отношения между Украиной и Россией было бы серьезной ошибкой», — заявил Ислам Каримов.
«Судя по определенным признакам, ближайшие партнеры не осмелились жестко критиковать Россию. Теперь Москве удастся представить результаты ШОС как поддержку ее позиции», — говорит Дубнов.
«Для России этот саммит важен как инструмент проведения своего влияния в Азии, как инструмент, сплачивающий некую консенсусную структуру, Москву и Пекин, и в то же время позволяющий в какой-то мере даже ограничить влияние Пекина на бывшее постсоветское пространство в Центральной Азии», — считает Дубнов.
ШОС позволяет Москве доказывать свое влияние как мировой державы, способствует определенному уровню взаимопонимания с Китаем и помогает России вместе с КНР противостоять в Совбезе ООН политике Запада.
Однако, похоже, что за поддержку, причем молчаливую и небезоговорочную, приходится платить. Китай в не меньшей степени, а может, и в большей использует саммит для продвижения собственных интересов. Именно на встрече в Душанбе Пекину удалось окончательно продавить свою концепцию экономического пояса «Шелкового пути» — проекта быстрой доставки грузов из Азии в Европу. Также, по утверждению Дубнова, были достигнуты договоренности насчет будущего создания Банка развития ШОС. По словам эксперта, «именно это было точкой, где спотыкался консенсус между Москвой и Пекином, потому что Россия боялась, что этот банк определит китайскую финансовую доминанту, которая позволит ему оказывать серьезное финансовое влияние на Среднюю Азию».
«В Душанбе эта идея была доведена до конца, — подчеркивает политолог. — России предложили соединить банк ШОС с Евразийским банком развития — это консенсус, который спасет лицо Москвы, но фактически он является победой Пекина».
Но как бы помпезно ни подавались успехи саммита ШОС, его итогам не стоит придавать большого значения: организация не имеет жесткой структуры и ее решения не являются обязательными для стран-членов. Подобные встречи важны как площадка для тесных консультаций и носят в первую очередь имиджевый характер.
Руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов считает состоявшийся саммит «большой пиар-акцией». «России нужно было продемонстрировать, что она не находится в изоляции. На самом деле, это собрание стран, которые просто съезжаются, говорят, обсуждают», — считает политолог.
Даже если не брать в расчет грядущее принятие Индии и Пакистана, между странами — членами ШОС существуют серьезные противоречия. По мнению экспертов, пограничные конфликты между Киргизией и Узбекистаном, Киргизией и Таджикистаном постоянно угрожают возобновлением локальной войны. Кроме того, «страны ШОС имеют на порядок больше объем торговых отношений с США или Европой, чем между собой», отмечает Арбатов.