Партия регионов, остатки которой после ухода людей Виктора Януковича, по некоторым данным, контролирует богатейший бизнесмен Украины Ринат Ахметов, и новая Партия развития Украины, которую связывают с бывшим главой администрации Януковича Сергеем Левочкиным, пойдут на выборы в Раду единым блоком. Депутаты из ПР на условиях анонимности рассказывали, что в блок звали и «Сильную Украину» бывшего регионала, вышедшего из партии со скандалом еще весной, Сергея Тигипко, но тот ответил решительным отказом. Предполагается, что кроме названных в блок войдет еще более 20 партий и общественных организаций.
Решение об объединении в ПР приняли на политсовете, который состоялся в четверг. Совместный съезд ПР и ПРУ, где о создании нового политического блока будет объявлено официально, запланирован на ближайшее воскресенье. По слухам, к блоку может присоединиться и новая Индустриальная партия, в которую входят несколько топ-менеджеров промышленных предприятий Рината Ахметова, а также бывший регионал Борис Колесников и недавний протеже Януковича, выходец из России бизнесмен Вадим Новинский.
Совместное публичное мероприятие ПР и ПРУ уже организовывалось: они провели «круглый стол» под названием «Мир, стабильность, возрождение». Уже исходя из названия, можно примерно представить, с какими лозунгами политики блока пойдут на выборы. Там же висел и транспарант с названием объединения — Оппозиционный блок.
Все эти рокировки на первый взгляд выглядят не совсем логично. Бывший регионал Юрий Мирошниченко на первом съезде Партии развития Украины говорил, что ПР «нарубила дров», а потому ПРУ ничего общего с ней иметь не будет. И вот на первые же выборы две политсилы идут единым блоком.
Связано это, вероятно, с тем, что поодиночке они почти наверняка не смогут преодолеть пятипроцентный барьер.
Политолог Вадим Карасев уверен, что единственный способ избежать такого провала — объединиться. «Отдельно все обломки большой Партии регионов и Партия развития Украины рискуют не попасть в парламент», — считает он. И добавляет: в условиях высокой политической конкуренции, когда на востоке Украины, где находился ядерный электорат регионалов, явка будет чрезвычайно низкой, преодолеть барьер им было бы непросто, тем более что «конкуренция идет за один и тот же электорат». В противном случае, убежден эксперт, эти партии стали бы отбирать друг у друга голоса и в результате в парламент никто из их представителей мог бы не попасть вообще.
Партийный список Оппозиционного блока, отмечают эксперты, регионалам и представителям ПРУ придется поделить в равной пропорции — 50 на 50.
На роль наиболее вероятного фронтмена блока претендовать будут давний недруг Левочкина и протеже кума Путина Виктора Медведчука Нестор Шуфрич и один из ближайших соратников Ахметова Борис Колесников.
А вот у отколовшегося от ПР Тигипко есть явные проблемы с формированием собственного партийного списка. «Сильная Украина» на последнем съезде в Киеве не смогла согласовать пул кандидатов на предстоящих выборах. «Продолжаются консультации. Много кандидатов, и мы хотим, чтобы в список не попали запятнанные коррупцией люди. Дискуссия продолжается», — заявил тогда сам Тигипко.
Политик выразил надежду, что представить общественности партийный список его партия сможет уже в понедельник. Свое нежелание идти на выборы с бывшими соратниками он объясняет так: «Нас призвали присоединиться к Оппозиционному блоку и идти на выборы вместе с ними. Однако мы отказались… В том блоке люди запятнаны коррупцией и, мягко говоря, непатриотические».
В действительности же нежелание Тигипко сотрудничать с ПР может быть связано с тем, что у его партии выше рейтинг и она имеет куда большие шансы попасть в парламент. По данным социологического опроса, проведенного компанией GFK-Украина, если бы выборы в Раду состоялись прямо сейчас, то голоса избирателей распределились бы следующим образом: блок Петра Порошенко — 16%, Радикальная партия Олега Ляшко — 14%, «Батькивщина» — 13%, «Сильная Украина» и УДАР — по 6%. Пятипроцентный барьер пока не проходят «Свобода» (4%), КПУ (3%), «Правый сектор» (организация запрещена в России) (3%) и та самая Партия регионов (2%). Рейтинг ПРУ социологи не замеряли ввиду молодости партии.
По данным опроса общественного мнения Киевского международного института социологии, блок президента может претендовать на 37,1% голосов, Радикальная партия — на 13,1%, «Сильная Украина» — на 6,4%, «Батькивщина» — на 3,5%, КПУ — на 2,7%, Партия регионов — на 3,8%.
Политическая активность всех участников Оппозиционного блока в последнее время минимальна. Можно отметить разве что требование ПР отправить в отставку министра внутренних дел Арсена Авакова за то, что тот якобы запугивал депутата из ПР Елену Бондаренко. «Следующим шагом, видимо, будет желание Авакова провести массовый расстрел всех оппозиционных депутатов, ведь только так можно заглушить голоса несогласных с политикой президента и кабинета министров», — говорилось в сообщении ПР на ее сайте.
Партия развития отметилась за последнее время только тем, что призвала ввести мораторий на использование тяжелых вооружений в зоне АТО.
Без поддержки Тигипко Оппозиционный блок в парламент не попадет, убежден политолог Алексей Блюминов. «Им просто не дадут туда попасть. Созданная после Майдана политическая структура исключает такие сюрпризы. Да и голосовать за них, по сути, некому. Это партии-симулякры. Собственно, только такие и могут в условиях нынешней истерии имитировать выражение интересов Юго-Востока», — утверждает он. По его словам, реальные интересы этой части страны не представлены никак, поэтому явка в этих областях будет запредельно низкой. «Донбасс вообще не будет принимать участия в выборах. А даже если бы и участвовал, то политические банкроты там никому уже не нужны», — подчеркивает он.
А вот президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко оценивает перспективы Оппозиционного блока иначе. «Несмотря на весь негатив, который сейчас связан с именем Януковича и Партией регионов, у нее остался электорат, — говорит эксперт. — При этом все понимают, что сейчас возврат ПР в политику возможен, только если она объединится с как можно большим числом других партий, близких ей по духу и по финансовым возможностям. Объединение ПР-ПРУ получит хорошую финансовую поддержку и заодно лояльность некоторых СМИ, поэтому они вполне могут рассчитывать на 10–12% голосов».
По мнению Охрименко, среди украинцев уже начало формироваться недовольство новой властью, и на это указывает падающий рейтинг Порошенко. «Возможен тот же сценарий, что и после «оранжевой революции», — объясняет эксперт. — Склоки и скандалы среди политиков, которым удалось скинуть Януковича, могут позволить ПР вновь вернуться в реальную политику, но уже без бывшего лидера».