В соответствии с американскими законами президент США может принять решение о кратковременном применении военной силы за рубежом в случае, если гражданам США грозит опасность, но для начала полноценной военной кампании он должен получить одобрение конгресса.
Американские СМИ отмечают, что некоторые влиятельные конгрессмены были настроены поддержать президента США по вопросу применения военной силы.
Так, республиканец Майк Роджерс, председатель комитета по разведке нижней палаты парламента, заявил, что законодатели должны стать более «агрессивными» в отношении ИГИЛ (организация запрещена в России) («Исламское государство Ирака и Леванта»). По мнению ведущего аналитика экспертного центра INEGMA в Дубае Теодора Карасика, конгресс вероятнее всего даст президенту разрешение на военные действия против исламистов, однако, «преследуя собственные политические цели, законодатели начнут возмущаться тем, что Обама начал действовать слишком поздно».
Действительно, несмотря на то, что в конгрессе немало сторонников военной операции против радикальных исламистов, законодатели не слишком настроены на поддержку президента в этом вопросе именно сейчас.
Дело в том, что эта сессия — короткая: уже в ноябре конгресс ждут выборы, и далеко не каждому хочется рисковать своим положением в этот сложный период. В случае если операция окончится неудачей, шансы на переизбрание конгрессменов, ее поддержавших, резко снизятся.
Сам президент США уже заявил, что собирается встретиться с конгрессменами во вторник с целью изложить им свой план борьбы с исламистами. В среду президент должен выступить со своим планом перед американским народом.
В интервью телепрограмме «Встреча с прессой» на телеканале NBC Обама заявил, что в своей речи хочет, чтобы «американцы поняли и характер угрозы, и то, как мы планируем с ней бороться».
Одобрение операции со стороны конгресса необходимо еще и потому, что сейчас военные испытывают довольно острую нехватку средств на военную кампанию: ранее глава Объединенного комитета начальников штабов Мартин Димпси сообщил, что денег хватит только до 30 сентября. А госсекретарь США Джон Керри заявил на прошлой неделе, что борьба с исламистами может занять до трех лет.
Американские эксперты неоднократно упрекали президента США в том, что у него нет четкой стратегии в отношении ИГИЛ, однако теперь у президента США появился дополнительный козырь. О решении действовать против боевиков исламистов вместе с американцами заявило правительство Великобритании.
Есть надежда и на то, что эту инициативу поддержат и другие европейские, а также арабские страны. Стоит отметить, что после украинского кризиса тема борьбы с ИГИЛ была второй по активности обсуждения на недавнем саммите НАТО в Уэльсе.
Отвечая на вопрос корреспондента «Газеты.Ru» на сегодняшней пресс-конференции в Москве, заместитель генсека НАТО Александр Вершбоу сообщил, что альянс не будет основным организатором борьбы против исламистов, но сыграет важную вспомогательную роль.
При этом старший преподаватель кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО Андрей Сушенцов отмечает, что речь не идет о наземной операции: «Вторжения американских войск не будет ни при каких обстоятельствах. Несмотря на всю критику оппонентов, никто не хочет наступать на те же грабли, что в 2003 году. И никто в этот раз брать на себя ответственность не будет. В США даже подшучивают над ярыми сторонниками вторжения вроде Джона Маккейна, предлагая вспомнить, в какие конфликты он не предлагал США вмешаться».
«Максимум, на который пойдут США, — продолжение авианалетов и поддержка вооруженных сил Ирака путем направления инструкторов. Еще, может быть, они направят туда контингенты, несколько сотен человек, для охраны собственных учреждений», — продолжает эксперт.
«Последние дни стали раздаваться голоса, что ИГИЛ в Ираке — это пока что не стратегическая угроза. Что им еще нужно много чего сделать, чтобы их воспринимали как долгосрочную угрозу. Например, нынешние успехи Ирана в Ираке и Сирии скорее его выдвигают на первый план», — отмечает Сушенцов.