Президенты России и Украины могут провести в Минске отдельную встречу. «Да, планируется целый ряд двухсторонних встреч. Конкретно о том, кто и с кем будет встречаться, будет объявлено дополнительно», — заявил в понедельник министр иностранных дел России Сергей Лавров.
Тот факт, что тем для личной встречи Владимира Путина и Петра Порошенко много, подтвердил сегодня и пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков: «Это и обсуждение внутриукраинского кризиса, страшная гуманитарная катастрофа на востоке страны, необходимость прекращения огня».
Между тем осведомленный источник «Газеты.Ru» сообщил, что решение о том, состоится ли личная беседа двух президентов, будет приниматься буквально завтра.
О том, что Путин и Порошенко могут встретиться с глазу на глаз в рамках саммита лидеров Таможенного союза в Белоруссии, стало известно еще неделю назад. Тогда же администрация украинского президента заявила, что в Минск прибудут представители Евросоюза: вице-президент Еврокомиссии, комиссар по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер, представитель ЕС по вопросам безопасности и внешней политики Кэтрин Эштон и комиссар по вопросам торговли Карл де Гюхт.
Эксперты изначально сходились во мнении, что ждать от переговоров в Минске глобальных прорывов не стоит, так как и Порошенко, и Путин заинтересованы в том, чтобы сохранить лицо в момент перехода украинского кризиса в очередную острую фазу.
Всего за несколько дней до саммита и с российской, и с украинской стороны последовали своего рода показательные маневры. В пятницу российская колонна с гуманитарным грузом, не дожидаясь согласования с Украиной, начала движение в направлении Луганска. «Все предлоги для оттягивания доставки помощи людям в районе гуманитарной катастрофы исчерпаны. Российской стороной принято решение действовать», — заявили тогда в российском дипведомстве.
В свою очередь в воскресенье в Киеве прошел военный парад, принимал который Порошенко. «Битва за Украину завершится для нас успешно», — заверил собравшихся украинский президент.
В тот же день ополченцы провели по улицам Донецка около сотни пленных украинских военных. «Невозможно назвать организаторов этого отвратительного события людьми, и невозможно понять, что они хотели показать» — таков был комментарий минобороны Украины.
Обе стороны апеллируют к опыту Великой Отечественной войны, ассоциируя себя с армией, ведущей бой против фашистов.
В случае донбасских ополченцев аналогия прямая: за колонной украинских военнопленных двигались поливальные машины, которые омывали улицу, как это делалось во время прохождения пленных нацистов по Москве в июле 1944 года. В киевском случае сравнение не так бросается в глаза, но тоже присутствует: украинские части отправились с парада в зону боевых действий, подобно красноармейцам, уходившим на фронт прямо с Красной площади 7 ноября 1941 года.
А днем ранее Киев посетила канцлер Германии Ангела Меркель. Она заявила, что надеется на успех минских переговоров, заметив, что мир «не может быть достигнут одной стороной», однако не исключила введения новых санкций в отношении России. «Встреча Путина и Порошенко в Минске, конечно, не приведет к прорыву. Но вы должны говорить друг с другом, если, конечно, хотите найти какое-либо решение», — отметила глава немецкого правительства.
По словам руководителя Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексея Арбатова, такие события, как проход пленных в Донецке, проезд российского конвоя без разрешения украинской стороны, а также наступление ополченцев на Мариуполь, могут в значительной мере повлиять на позицию Порошенко.
«Украина чувствует себя оскорбленной и не будет настроена конструктивно, — полагает эксперт. — Кроме этого, вопросы, которые завтра будут обсуждаться, должны обсуждаться после прекращения огня и уже определенного статуса самопровозглашенных республик. Это как начинать строить дом с крыши».
Он уверен, что сама тематика переговоров — «показатель сумбурности ситуации».
В свою очередь политолог Станислав Белковский убежден, что «Путин не считает Порошенко равным себе, а хочет решать проблемы Украины напрямую с Обамой и Меркель».
Однако, по мнению израильского политолога Авигадора Эскина, встречи между президентами Украины и России при любом раскладе «имеют определенный потенциал»:
«Даже если сама беседа не увенчается полным успехом, она подразумевает, что будут другие встречи и на высоком уровне, и на низком уровне».
В то же время Эскин отмечает, что какие-либо реальные результаты может дать единственный исход встречи: если по ее итогам Порошенко даст приказ прекратить обстрел жилых кварталов Донецка и Луганска.