Самые последние слухи накануне встречи Путина с депутатами предрекали чуть ли не объявление о прямом вмешательстве России в конфликт на востоке Украины и провозглашение стратегического курса страны в условиях «новой холодной войны». Соответствующим был медийный фон: крайне противоречивая история вокруг конвоя с российской гуманитарной помощью и, разумеется, эмбарго на ввоз продуктов из стран Запада.
Многообещающим было и начало встречи: без объяснения причин было решено отказаться от прямой видеотрансляции, так что СМИ и общественность принуждены были следить за перипетиями выездного общения президента с парламентом по интернет-трансляциям.
Но вместо громких сенсаций глава государства ограничился тезисами, уже ставшими привычной частью официального российского политического дискурса. Про присоединение Крыма, которое, подчеркнул он, было не аннексией, а результатом свободного волеизъявления жителей полуострова. Про необходимость обеспечить равноправие всех трех государственных языков Крыма — русского, украинского и крымско-татарского — и реабилитировать все репрессированные в годы советской власти народы. Про Украину, которая «погрузилась в кровавый хаос и смертоубийство». Про масштабную программу поддержки военно-промышленного комплекса, на которую будет потрачено 20 трлн руб. до 2020 года. Про готовность защищать национальные интересы страны, но при этом не разрывать отношений с Западом.
Так в очередной раз подтвердилась примета: чем больше ожиданий от речи первого лица, тем меньше в итоге оказывается ее реальное значение.
Главным тематическим ядром мероприятия стало обстоятельное рассуждение Путина о запрете импорта зарубежных продуктов. Слухи о том, что Путин может выступить с речью к нации, появились сразу после его стремительного введения. В итоге лишь спустя неделю президент объяснил гражданам, несколько обескураженным исчезновением с прилавков европейских сыров и американских окорочков, что все под контролем и все делается во благо страны.
В самом начале разговора с думцами президент подчеркнул, что ответные санкции в отношении продовольствия из США, Евросоюза и Австралии — это «прежде всего меры поддержки отечественных производителей». Владимир Путин заверил собравшихся в Крыму парламентариев, что введенные запретительные меры вполне законны, хорошо обоснованы и идут «во благо собственной экономике». Он указал, что страна уже полностью обеспечивает себя свининой и теперь нужно достичь тех же результатов по говядине. И заверил горячо поддержавших его депутатов, что Россия будет и дальше «развивать свое производство и жестко работать с некачественными западными товарами».
Потенциально наибольшее значение может иметь нарочито неопределенная оговорка, сделанная Путиным в отношении Европейского суда по правам человека.
ЕСПЧ недавно обязал Россию выплатить бывшим акционерам ЮКОСа 1,86 млрд евро. Наряду с решением Гаагского трибунала признать законным другой иск бывших акционеров нефтяной компании на сумму $50 млрд это вызвало бурю возмущения у российских политиков. Раздались требования выйти из структуры всех международных организаций, деятельность которых ставит под сомнение решения российской власти. Звучали такие требования и на встрече парламентариев с президентом. Владимир Путин в ответ заявил, что вопрос о выходе из-под юрисдикции Европейского суда по правам человека на повестке дня не стоит, но вообще такая возможность не исключается.
Другой значимой новостью от президента стало объявление о разработке Минобороны программы создания и развития военной группировки в Крыму, которую он уже утвердил. Чего-то подобного стоило ожидать на фоне постоянных заявлений украинских политиков о решимости вернуть Крым.
О ситуации в Донбассе и о судьбе российского гуманитарного конвоя Путин не упомянул вовсе.
А завершил Путин встречу с депутатами предложением всем вместе искупаться в Черном море.
Руководители думских фракций ответили президенту полной поддержкой: каждый посчитал своим долгом поблагодарить его за возвращение Крыма и дал волю своей богатой патриотической фантазии. На их фоне Путин уже привычно казался чуть ли не образцом умеренности.
Геннадий Зюганов, как и полагается идейному борцу с западным империализмом, отдельно высказал главе государства признательность за жесткую позицию в отношении Запада. И не преминул снова заклеймить либеральную экономику, призвав к новой экономической политике. Будущее России лидер коммунистов увидел в Арктике.
А Владимир Жириновский известил собравшихся о необходимости восстановить в России империю, разместить у границ страны крупные воинские группировки, чтоб «соседи боялись». При этом, цитируя Лермонтова, он предложил «чужие изорвать мундиры о русские штыки», а также наделить Путина титулом верховного правителя. Его последним обладателем был адмирал Колчак, казненный большевиками. Эти тирады вызвали у президента благосклонную улыбку, но он все же посчитал свои долгом оговориться, что это личное мнение Жириновского, а не позиция российского руководства.
Стоит отметить, что накануне послов России в Польше и Латвии вызвали во внешнеполитические ведомства этих стран в связи с заявлениями Жириновского о том, что судьба этих государств решена и они будут «стерты с лица земли». Вождь ЛДПР пояснил, что его «неправильно перевели».
Лидера ЛДПР сменил на трибуне глава думской фракции «Единой России» Владимир Васильев, который констатировал, что благодаря возвращению Крыма «Единая Россия» стала «еще более патриотичной и еще более единой».
В том же ключе высказался и руководитель «Справедливой России» Сергей Миронов. Собравший в свое время внушительную коллекцию минералов, он решил, что российской элите настало время воспользоваться его опытом и начать возвращать активы в страну. «Пришла пора собирать камни», — провозгласил лидер эсэров.
Гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков считает отсутствие сенсационных заявлений в выступлении Владимира Путина самой значимой новостью.
«Для чего это все проводилось, не совсем понятно. Ничего серьезного не было сказано, никаких исторических заявлений сделано не было. И это радует, что не прозвучало никаких особых новостей, которые могли бы заставить и нас с вами, и весь остальной мир вздрогнуть. Потому что общество давно ничего уже не ждет от Кремля, оно просто вздрагивает от каждого очередного решения. Лично я вздрогнул, когда объявили, что у нас не будет европейских продуктов. Мне кажется, главное здесь было напомнить всем, что «Крым наш», потому и собрались в Ялте, в историческом месте».
По мнению политолога, главным бенефициаром мероприятия стал Владимир Жириновский. «Героем этого действа стал Жириновский. Вся лента новостная наполнена тем, что он там наговорил».