Секретарь центрального совета Партии прогресса, юрист Дмитрий Крайнев рассказал «Газете.Ru», что региональные управления Минюста массово отказывают отделениям в регистрации:
«Если в июле у нас было 120 отказов региональным отделениям, то сегодня — более 150. В некоторых регионах мы подавали заявку пятый раз, в частности, московское отделение подавало в пятый раз. Отписки самые что ни на есть формальные, а сейчас и они у Минюста кончились».
«Последние отказы просто абсурдны, — возмущается Крайнев. — В Самарской области нам указали, что мы не имеем права в заявлении о регистрации указывать паспортные данные учредителей — несмотря на то что там прямо указано — предоставьте паспортные данные. Сослались на то, что поменялось название органа, выдавшего паспорт».
По словам Крайнева, большинство региональных управлений Минюста, в частности, указывают, что в одном из необходимых документов — решении съезда о назначении уполномоченного лица партии — не указано время проведения съезда. Но вносить уточнения в документы запрещено.
«Фактически нам сказали: будьте добры, проведите еще один съезд. Хотя Гражданский кодекс не запрещает предоставлять уточненные документы и выписки. В управлении не ссылались на норму закону, они просто высказали свою точку зрения на толкование закона», — говорит Крайнев.
«Еще нам по нескольким отделениям указали, что мы не имеем права предоставлять копию двустороннего документа о создании региональных отделений со съезда. Мы якобы обязаны откопировать его на двух страницах, прошить и предоставить вот в таком виде, хотя документ не может быть недействительным, пока он не оспорен в суде», — добавляет секретарь центрального совета Партии прогресса.
В Курской области, например, в регистрации отделению отказали из-за того, что вторая строчка, которую пришлось перенести, начиналась не с пробела.
По словам Крайнева, с начала июля, когда было зарегистрировано 11 отделений, «пошли бессмысленные отписки»: «Я со всеми созваниваюсь, прошу объяснить, в чем мы напортачили, понятно, что везде требования свои. Нам устно подтвердили, что нет никаких претензий, а пошла команда из Москвы не регистрировать».
Правда, с июля, когда у партии начались проблемы во всех регионах, все-таки было зарегистрировано еще три отделения ПП. Последнее, в Московской области — в пятницу, 8 августа.
«Я думаю, кого-то напугала либо скорость регистрации, либо какие-то еще политические причины. Мы надеялись завершить регистрацию отделений к началу августа, сейчас же, возможно, нас будут ликвидировать во внесудебном порядке, трудно предсказать, какое будет решение», — говорит Крайнев.
В ПП готовят судебные иски, что по закону страхует ее от ликвидации.
Активисты надеются на статью 15 закона о политических партиях, объясняет Крайнев: «Партию нельзя ликвидировать, пока идет хотя бы один суд по регистрации регионального отделения и решение не вступило в законную силу. У нас таких судов 70. Мы Минюст уже уведомили и будем уведомлять снова».
Партию зарегистрировали лишь с четвертой попытки, и, по словам юриста, уже имеется 150 случаев отказа по региональным отделениям. «Как только мы наберем критическую массу по всем собранным отказам и пройдем апелляционную инстанцию, подадим в ЕСПЧ для признания отказа незаконным. Это запасной план для регистрации партии через Европейский суд», — объясняет он.
Такой прецедент уже имеется. В 2011 году ЕСПЧ признал незаконным лишение регистрации РПР-ПАРНАС, и с 5 мая 2012 года Минюст вернул партии прежнюю госрегистрацию.
Политолог Михаил Виноградов полагает, что вопрос регистрации партии — это политическое решение. «Если будет решение зарегистрировать — юридически вопрос вполне решаем, — уверен он. — Другое дело, что нет признаков готовности зарегистрировать. Если бы она была, ничто не мешало бы сделать это раньше».
Руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев также предсказывает противодействие регистрации Партии прогресса со стороны властей. «Будут чиниться препятствия, проводиться жесткие проверки региональных отделений», — прогнозирует он. Политолог вспоминает тот прессинг, который оказывался на кандидатов, связанных с Навальным, на выборах в Мосгордуму. При этом давление на партию он считает иррациональным, предсказывая ей невысокий успех на выборах в случае регистрации.
«Но обожглись на молоке — дуют на воду, — говорит Калачев. — Появление в регионе отделения Партии прогресса может восприниматься как слабость региональной власти, проявлением некого неблагополучия, отсутствия контроля за политическим ландшафтом. Для любого регионального руководителя намного приятнее рапортовать в Москву, что оппозиции у него нет, чем объявлять о таковой. Как только появится отделение партии в том или ином регионе, начнется большая работа по его демонтажу, чтобы доложить в Москву, что мы справились с оппозицией».
По словам Калачева, несмотря на высокие рейтинги Владимира Путина и «всеобщую экзальтацию на почве патриотизма», опасения власти по поводу стабильности и прочности политической системы не уменьшились, а возросли.
«Идет засушивание или заморозка выборных кампаний и политической жизни в целом, хотя я не исключаю, что, может быть, маятник опять пойдет в обратную сторону, коридор расширится и «Партия прогресса» сможет поучаствовать в тех или иных выборах. Только проблема в том, что риск возрастает, плата за нелояльность растет», — говорит эксперт.