«Мне стыдно за решение о продлении моратория на инвестирование средств НПФ», — написал в среду в своем фейсбуке замминистра экономического развития Сергей Беляков. Чиновник уверен, что заморозка пенсионных накоплений не только пагубно скажется на развитии экономики страны, но, по сути, означает принципиальный отказ правительства от использования пенсионных денег в экономике. К тому же оно подрывает доверие населения к власти, которая заверяла россиян, что мораторий распространится только на 2014 год.
«Я прошу у всех прощения за глупости, которые мы делаем, и за то, что мы не дорожим своим словом», — завершил Беляков свою покаянную тираду.
Дозвониться до замминистра не удалось, в пресс-службе Минэкономразвития сообщили, что с понедельника он находится в отпуске.
Вчера министр труда Максим Топилин заявил, что накопительная часть пенсионных отчислений будет направлена на финансирование страховой части и в следующем году. Против продления моратория возражали Минфин и МЭР, однако было принято политическое решение, и в Минэкономразвития выразили готовность его исполнять.
«Правительство приняло решение о направлении в 2015 году средств страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в полном объеме на формирование и финансирование страховой пенсии в распределительной части пенсионной системы, которое Минэкономразвития будет, безусловно, исполнять», — заверял вчера общественность заместитель Алексея Улюкаева Олег Фомичев.
Но, как показывает демарш Белякова, чиновники экономического ведомства далеко не единодушны в этой решимости.
Это особенно заметно на фоне недавнего увольнения другого замминистра экономического развития — Андрея Клепача. Наиболее либеральные профессионалы в правительстве все более явственно демонстрируют свое нежелание разделять ответственность за проводимую социально-экономическую политику.
Естественно, в правительстве не смогли закрыть глаза на высказывание Белякова. Комментарий к его посту оставила пресс-секретарь Дмитрия Медведева Наталья Тимакова:
«Сергей, правительство — это коллективная ответственность. Если очень стыдно — вы знаете, что делать. Если терпимо — вы сделали все, что смогли, принято политическое решение. Теперь надо исполнять».
Позже этот комментарий был удален. Связаться с Тимаковой не удалось, ее телефон был недоступен.
«Идет борьба между социальным и экономическим блоками. Социальному нужно найти деньги, которых нет, ведь «Крым наш!». Экономический блок думает, как развивать страну. И это структурный конфликт, — говорит президент Центра политических технологий Игорь Бунин. Он приветствовал человечный жест чиновника.
«Я к Белякову отношусь с уважением. Слава богу, что нашелся порядочный человек, который извинился за то, что взяли и ограбили людей. Неплохо бы и другим извиниться. Тем более что им всем сейчас подняли зарплату».
Декан факультета социологии и политологии Финансового университета при правительстве Александр Шатилов также отмечает личностную подоплеку ситуации: «Я не думаю, что здесь речь идет о демарше. Просто растет нервозность чиновников в связи с перспективами социально-экономического развития страны, и они просто не сдерживают свои эмоции».
По мнению политолога, в перспективе можно ожидать переформатирования властной вертикали в условиях санкций и конфронтации с Западом, нацеленное на консолидацию элиты.
«Исхода экономистов, прежде всего либерального толка, пока еще нет. Однако ведутся дискуссии, как перестраивать экономику России в связи с санкциями и противостоянием с Западом. «Пробрасывается» идея относительно возврата к мобилизационным рычагам экономического развития. Это не может не нервировать либералов, которые привыкли работать в других парадигмах и совершенно других условиях, — отмечает Шатилов. — Думаю, пока серьезного разворота не будет, пока экономика России остается рыночной. Но разворот к директивности возможен, и как следствие возможен исход либеральных экономистов из правительственных структур».
Политолог Алексей Зудин из экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований, наоборот, не видит взаимосвязи между недавним увольнением Андрея Клепача и нынешним выступлением Белякова.
«Несмотря на то что по времени действительно близки и уход Клепача из правительства, и этот последний казус, я бы не стал ставить их на одну доску. Скорее всего, мы имеем дело с совпадением. В случае с Клепачом не только указывали на разногласия с руководством своего министерства и правительственной линии, но и на то, что он просто-напросто уже давно перерос свой собственный уровень. В последнем случае, когда речь идет о публичном несогласии с линией правительства, это попытка привлечь к себе внимание. Связана она, скорее всего, с индивидуальными обстоятельствами этого конкретного чиновника.
«Просто так такие заявления не делаются. Вполне возможно, что оно прозвучало в преддверии его отставки», — полагает эксперт, по мнению которого, в действиях Белякова прослеживается не системный протест, а обычная самореклама.
Однако и Зудин указывает на вероятность смены парадигмы экономического развития страны. «Сейчас время от времени говорят, что прежний экономический курс себя исчерпал, мы находимся в новой экономической ситуации, и начинают делать из этого новые кадровые выводы», — говорит политолог.
История с заявлением замминистра закончилась вечером того же дня. Он был уволен на основании ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», запрещающего гражданскому служащему допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в СМИ, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей.