За решение о третьей волне мобилизации проголосовали 232 депутата Рады, в голосовании не приняли участие депутаты от Партии регионов и Компартии. Решение принято на волне относительно успешных действий украинской армии в последние дни: силовикам удалось разорвать пути, связывающие Донецк и Луганск, а также взять под контроль города Дзержинск и сегодня Северодонецк — один из последних форпостов ополченцев на севере Луганской области.
«Сейчас в этой волне мобилизации самое большое ударение будет делаться на поставки и обеспечение фронта», — заявил секретарь Совета национальной безопасности и обороны Андрей Парубий.
Как объясняется в тексте указа, необходимость в новой частичной мобилизации связана с «распространением проявлений терроризма на территории Украины, который приводит к гибели мирного населения, военнослужащих и работников военных формирований и правоохранительных органов Украины в восточных регионах государства».
Андрей Парубий также пояснил, что новая волна мобилизации дает возможность обеспечить хотя бы частичную ротацию кадров в зоне АТО для «ребят, которые с самого начала находятся на фронте... которые на сегодня истощены, которые воюют и побеждают в эти дни».
О том, что сегодняшнее решение Рады, по крайней мере отчасти, связано с усталостью от войны, говорит и киевский политолог Вадим Карасев.
«Армия устает воевать, — объясняет политолог. — С Западной Украины особенно матери требуют возвращения детей. Поэтому необходима новая волна. Нужно обновить войска. Мобилизация сил предполагает не привлечение призывников, а привлечение опытных специалистов, чтобы к осени уже очистить Донбасс и приступить к его реконструкции».
Как рассказывала «Газета.Ru», в последние недели по Украине прокатилась волна протестов родственников военнослужащих против условий и организации службы в зоне АТО. Несмотря на это, Карасев уверен, что сейчас украинская армия обладает как военным, так и психологическим преимуществом.
«Чем дальше война затягивается, тем быстрее меняется реакция мирного населения, — считает он. — Матерям неважно, кто побеждает, главное, чтобы поскорее был мир. Сейчас уже мы видим, что поддержка самопровозглашенных республик снижается, потому что люди устали воевать. Раньше была эйфория. А сейчас вот люди разъехались: в санатории, кто побогаче — на моря. Но им же надо возвращаться. А куда возвращаться? Поэтому сейчас большая поддержка у украинской армии. Атмосфера поменялась. Люди хотят мира, а мир им может дать только украинская армия. Если запустим до зимы – получим у себя Приднестровье. Но украинская армия учится воевать и побеждать, поэтому я думаю, что к сентябрю все закончится».
Другой украинский эксперт Алексей Гарань прямо связывает нынешнюю волну мобилизации с Россией. «Нас обстреливают с территории России, мы ловим русских военных, у них с собой удостоверения. Нам нужны реальные специалисты, поэтому мы и созываем эту волну», — объясняет он.
В то же время российский эксперт, замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин связывает новую волну мобилизации не с успехами, а как раз с проблемами Украины.
«У украинского правительства кончаются деньги, а контрактникам надо платить, поэтому и происходит мобилизация, — уверяет он. — Известно, что в боевых действиях сразу получают ранения и погибают более неопытные и неподготовленные военные — значит, те, кто был раньше, вероятно, уже были убиты. Мобилизация не поможет окончательной победе, однако она может помочь продолжать вести военные действия до тех пор, пока вся военная инфраструктура не начнет разваливаться».
Сегодняшнее голосование в Раде оказалось скандальным: из зала заседаний выгнали депутата-регионала Николая Левченко, который, в частности, был против частичной мобилизации, с формулировкой «за провокации». Соответствующее решение поддержал 171 депутат при необходимых 150. Когда Левченко выводили из зала, между народными депутатами завязалась драка. Левченко в итоге лишили права участвовать в трех ближайших заседаниях парламента.
Сегодня же Рада приняла изменения в регламент, фактически позволяющие ее спикеру Александру Турчинову распустить фракцию коммунистов (как и любую другую с малой численностью). А уже в четверг может состояться закрытое заседание парламента с участие силовиков, на которое регионалов и коммунистов, по всей вероятности, просто не допустят. На нем, возможно, будет обсуждаться введение военного положения на Донбассе.
Стоит отметить, что ранее Петр Порошенко приравнял бойцов АТО к участникам боевых действий, а сегодняшняя волна мобилизации на Украине — уже третья. Первый раз она была объявлена 2 марта нынешнего года. Соответствующий указ спикер Верховной рады Александр Турчинов, который в то время был и.о. президента Украины, подписал на следующий день после того, как Совет Федерации дал Владимиру Путину разрешение на ввод войск на Украину в связи с событиями в Крыму.
Неделю спустя Турчинов объявил о необходимости воссоздания в стране национальной гвардии, которая существовала на Украине в 90-е годы и в начале нулевых была расформирована Леонидом Кучмой по настоянию Верховной рады, видевшей в ней возможный элемент президентской диктатуры. Подразделения нацгвардии были подчинены внутренним войскам МВД и минобороны. В нынешнем году произошел, по сути, обратный ребрендинг: основу возрожденной нацгвардии составили внутренние войска, к которым добавились добровольцы, прежде всего из состава военизированных организаций, активно участвовавших в «евромайдане». Общая численность на сегодняшний день достигает порядка 60 тыс. человек.
17 марта, на следующий день после проведения в Крыму референдума о присоединении к России, Турчинов попросил депутатов оформить свой указ о частичной мобилизации в виде закона. Его поддержали 275 народных избранников.
В процессе мобилизации упор был сделан на опытных военных специалистов и резервистов, имеющих воинскую специальность.
Месяц спустя минобороны страны отчиталось о том, что мобилизация завершена. При этом точных цифр, сколько именно человек встали под ружье, в военном ведомстве так и не озвучили, хотя и уверили, что выполнили план в полном объеме. В начале апреля секретарь Совета национальной безопасности и обороны Андрей Парубий назвал цифру — 19 тыс. человек.
Итоги первой волны мобилизации были подведены в первые дни после официального начала антитеррористической операции в восточных областях Украины. Изначально украинские силовики планировали завершить ее в течение считаных суток, но в последующие недели ситуация в регионах, охваченных вооруженным конфликтом, только ухудшалась. В результате 6 мая, за несколько дней до планировавшегося референдума о независимости самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик, Рада утвердила новый указ Александра Турчинова «О частичной мобилизации».
Условия призыва были примерно те же: ставку обещали делать на военных специалистов в возрасте от 18 до 45 лет, в том числе отставных офицеров, причем в этом случае возраст призыва увеличивался до 65 лет. Самых молодых граждан, а также мужчин без армейского опыта обещали призывать в последнюю очередь. Мужчин, получивших высшее образование и прошедших курс подготовки офицеров запаса с присвоением соответствующего звания, могли призвать в любой момент. Стоит отметить, что представители минобороны обещали посылать новобранцев в зону боевых действий в самую последнюю очередь, хотя и признавали, что в исключительных случаях это возможно.
Как и при первой волне, мобилизация объявлялась на 45 дней. И так же, как во время первой волны, точные цифры призванных так и не были опубликованы.
Обе первые волны мобилизации сопровождались как восторженными рассказами о многочисленных добровольцах, шедших в военкоматы, так и скандальными историями о крайне низком качестве военной подготовки вплоть до акций протеста резервистов.
По официальным данным украинской стороны, за время проведения АТО погибло 330 силовиков. Один из лидеров повстанцев Олег Царев называет другую цифру — 4 тысячи.