16 июля заканчивается срок сбора подписей для претендентов на пост губернатора Санкт-Петербурга. Каждому кандидату необходимо заручиться поддержкой не менее 156 муниципальных депутатов. И.о. губернатора Георгий Полтавченко, как сообщила на прошлой неделе пресс-служба регионального отделения «Единой России», собрал ни много ни мало тысячу автографов. Это при том, что общее количество муниципальных депутатов в городе — 1560 человек. И если учесть, что о своем намерении участвовать в кампании, помимо Полтавченко, заявили шестеро человек, то очевидно: оставшихся 560 «голосов» на всех не хватит.
Впрочем, эта проблема решается легко: губернатор, рассказал «Газете.Ru» источник в руководстве «Единой России», поделится собранными в свою поддержку подписями с теми кандидатами, с которыми сочтет нужным.
То есть часть автографов, «забронированных» для Полтавченко, переоформят на других выдвиженцев. Такова стандартная практика российских избирательных кампаний с момента введения «муниципального фильтра», хотя с соблюдением закона она ничего общего и не имеет.
Оксаны Дмитриевой милость Полтавченко не коснется — как уже писала «Газета.Ru», глава Санкт-Петербурга не хочет, чтобы депутат от «Справедливой России» участвовала в выборах, поскольку в этом случае ему грозит второй тур.
Дмитриева вполне может собрать нужное количество подписей, заручившись поддержкой той части муниципалов, которые автограф еще никому не отдали, уверяет источник в Кремле. «Пусть только сама идет к депутатам и разговаривает с ними», — советует он.
Ранее с похожим предложением выступил секретарь генсовета ЕР Сергей Неверов, который на своей странице в Facebook (компания-владелец Meta признана экстремистской организацией) написал, что заявления Дмитриевой об административном давлении на депутатов с тем, чтобы они не подписывались в ее пользу, несостоятельны: Дмитриева сама испортила отношения со многими муниципалами, и единственная возможность для нее переломить ситуацию — лично беседовать с людьми.
«Если Оксана Генриховна соберет подписи, препятствовать в регистрации ей никто не будет», — заявил «Газете.Ru» источник в руководстве ЕР.
«Все разговоры о том, что в нынешних условиях Дмитриева может сама собрать подписи, не соответствуют действительности! На сегодняшний день у нее есть 107 подписей. Максимум, что она может получить еще, — это примерно десяток. Необходимые 156 подписей ей без отмашки сверху не получить», — говорит еще один источник «Газеты.Ru», знакомый с ходом кампании в Петербурге. Под «отмашкой сверху» имеется в виду сигнал муниципалам от администрации города, что, если они окажут поддержку Дмитриевой, у них не будет никаких проблем: «На людей действительно давят. Оксана Генриховна не преувеличивает ничего».
«Если бы не было давления и прямого запрета подписываться за меня, то мы бы давно уже подписи собрали. За меня хотели подписаться довольно много депутатов от «Единой России», однако рисковать карьерой люди не готовы», — заявила Дмитриева «Газете.Ru». Она напомнила, что одновременно с губернаторскими в городе пройдут муниципальные выборы, и большинство депутатов хотели бы переизбраться, а без поддержки власти получить мандат крайне сложно.
Сообщить количество уже собранных подписей Дмитриева отказалась, подчеркнув лишь, что их довольно много и их число увеличивается с каждым днем. «Если давление на депутатов прекратится, шансы на преодоление «муниципального фильтра» есть», — говорит потенциальный кандидат.
По словам близкого к Кремлю источника, заинтересованность в том, чтобы Дмитриевой не препятствовали в преодолении «муниципального фильтра», проявляла спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, которая недолюбливает Полтавченко, хотя и идет с ним на выборы как кандидат в сенаторы. Но повлиять на ситуацию ей пока не удалось.
Интерес Матвиенко сугубо прагматический, говорит собеседник «Газеты.Ru»: «Выборы — всегда торг. Неконкурентная кампания — это один расклад, конкурентная, а уж тем более в два тура, — совсем другой. В случае участия Дмитриевой Полтавченко придется менять сценарий кампании. Второй тур заставил бы его обратиться за помощью к другим людям. Соответственно, эти люди получили бы потом право требовать те или иные преференции, претендовать на кусок в городском бюджете. То есть в случае участия Дмитриевой победа достанется Полтавченко гораздо дороже, чем без нее».
Недопуск Дмитриевой к выборам будет также означать, что в кулуарной борьбе одержали верх братья Аркадий и Борис Ротенберги, которые считаются покровителями Полтавченко. И, напротив, потерпели поражение братья Ковальчуки, считающиеся недоброжелателями питерского главы.
Окончательное решение по поводу выборов в Санкт-Петербурге может принять только один человек — президент. Однако он пока этого не сделал, утверждает источник, близкий к Кремлю. Чтобы противницу Полтавченко допустили к кампании, глава государства должен дать четкий сигнал. А чтобы не допустили, достаточно отсутствия какого бы то ни было сигнала. По умолчанию это будет означать, что Георгию Полтавченко дан полный карт-бланш — кого допускать к выборам, а кого нет.
«Для меня очевидно, что без некой поддержки со стороны главного кандидата Дмитриева подписи не соберет, — считает глава экспертного совета Фонда развития гражданского общества Леонид Давыдов. — Но в случае ее неучастия возникает проблема с явкой избирателей. В отсутствие конкурентной кампании явка будет низкой, а значит, возникает вопрос с легитимностью выборов».