Накануне министр МВД Украины Арсен Аваков сообщал, что в непосредственной близости от Славянска украинским военным удалось зачистить Николаевку. «Квартал за кварталом, совместными действиями вооруженных сил, национальной гвардии и специальных подразделений МВД поселок освобождается от бандитов с оружием. Большая часть Николаевки уже под контролем наших сил», — написал он в фейсбуке. Позже Николаевка была полностью взята.
Спикер информационного центра СНБО Андрей Лысенко сообщил, что с ее захватом было завершено «формирование кольца окружения вокруг Славянска» и «боевые группы террористов, которые пытаются выйти из этого окружения, попадают под огонь украинских военных».
«БЕГУТ! Под утро разведка докладывает о том, что Гиркин (один из лидеров ДНР. — «Газета.Ru») и значительная часть боевиков сбежали из Славянска, посеяв смятение среди немногочисленных оставшихся. Катятся к Горловке. По пути их «привечают» наши боевые группы. Террористы несут потери, сдаются в плен...» — говорится в фейсбуке Авакова.
Отступление подтвердили и ополченцы. «Наши войска организованно, сохранив личный состав и средства вооружения, закрепились на резервных оборонительных линиях, — заявил премьер-министр ДНР Александр Бородай. — Мы были готовы к такому варианту, так как нам приходится противостоять группировке в несколько десятков тысяч человек и сотен единиц бронетехники, то есть практически всей боеспособной украинской армии».
«Учитывая непомерное численное превосходство войск противника, подразделения вооруженных сил ДНР были вынуждены оставить прежние позиции на северном участке фронта и перейти на заранее подготовленные», — говорится в сообщении официального представительства ДНР.
«По их словам, Славянск был заблокирован наглухо, но каким-то образом наши силы ушли на заранее подготовленные позиции. Видимо, победные реляции украинской армии не вполне соответствуют истине», — добавил официальный представитель ДНР в России Андрей Родкин.
«Судя по всему, боевикам дали уйти из Славянска, чтобы избежать огромных жертв, в том числе среди мирного населения, — считает руководитель украинского Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко. — Контакты между противоборствующими сторонами есть — видимо, передали информацию, что готовится серьезный штурм. Ресурсов для обороны Славянска было не так много, поэтому боевики решили уйти».
Сейчас город полностью находится под контролем украинских силовиков. Президент Украины Петр Порошенко уже поручил начальнику генштаба поднять над Славянском флаг Украины.
«Уже полтора часа нашим военным местные жители несут оружие, оставленное боевиками. Это и есть настоящее разоружение, предусмотренное объявленным мною планом мирного урегулирования ситуации на востоке», — завил украинский президент.
По сути, установлен контроль над северной частью Донецкой области, и это имеет большое стратегическое значение, считает Владимир Фесенко.
«Славянск рассматривался в качестве своеобразного Сталинграда сепаратистов, он имел не только стратегическое, но и символическое значение. Это был один из ключевых опорных пунктов — по сути, главный центр сопротивления. Более того, Стрелков-Гиркин даже хотел называть его столицей ДНР. Это можно рассматривать как перелом в ходе боевых действий, но понятно, что до их окончания еще далеко», — говорит Фесенко.
С ним не согласен военный эксперт, заместитель главного редактора интернет-издания «Ежедневный журнал» Александр Гольц. «Все войны подобного типа (когда регулярная армия сражается с военными образованиями) сводятся к тому, что в результате жертв среди мирного населения и всяческих потерь армия берет какой-то населенный пункт, вывешивает там свой флаг, после чего вышеозначенные враги появляются в другом населенном пункте и захватывают его. И все начинается сначала», — говорит Гольц.
Сейчас идет концентрация военных ресурсов и сил сепаратистов в Донецке, а также в Луганске.
Ополченцы планируют передислоцироваться в Донецк и Горловку, заявил один из лидеров самопровозглашенной Донецкой народной республики Павел Губарев. «Игорь Стрелков принял решение оставить Славянск. Это было реализовано ночью. Потери ополчения минимальны. Организованно и сплоченно силы ополчения вышли в сторону Краматорска, далее передислокация продолжится, очевидно, в Горловку и Донецк», — передает его слова агентство РИА «Новости». Он надеется, что это поможет выиграть время, пока украинские силовики «передислоцируют личный состав и расчеты артиллерии». Около 10 машин, в их числе несколько БМП, «КамАЗы», с личным составом и зенитные орудия въехали на территорию части внутренних войск МВД Украины №2240 в Донецке.
Эту информацию подтверждает в своем фейсбуке журналист «Русского репортера» Дмитрий Великовский, находящийся в Донецке: «Из Славянска в Донецк приехали пяток камазов и несколько маршруток с ополченцами. Брони — семь штук. Танков нет, должно быть, в Краматорске оставили». Также, по его данным, «в 16.30 мск из Краматорска в направлении Донецка выкатилась вторая волна ополчения — уже посерьезнее: еще десятка два бронемашин, минометы, пикапы с пулеметами, зенитки и т.п.».
Украинская армия после окончания режима перемирия усилила наступление на силы ополчения и применяет тактику выдавливания сепаратистов из ключевых опорных пунктов. Еще накануне окончания режима прекращения огня ополченцы Луганской республики рассказывали «Газете.Ru», как украинские военные обкладывают город, стягивая военную технику. Сепаратисты заявляли, что, как только украинская армия перейдет в решительное наступление, она может отрезать Луганск от пограничного поста «Изварино», после чего он будет полностью взят в кольцо.
«Украинской армии все-таки удалось собрать 20–25 тыс. военнослужащих, способных хоть сколько-нибудь воевать, и отправить их воевать, — говорит Гольц. — По-видимому, сейчас в Донецкой области сконцентрированы все бронетанковые силы Украины. Повстанцы, у которых нет или практически нет тяжелых вооружений, вполне закономерно отступают и под давлением этой силы передвигаются в другой район».
При этом, по его мнению, рано проводить аналогии с другими районами, где идут бои.
Эксперт сомневается, что украинская армия имеет такое количество вооруженных сил, «чтобы разместить их в каждом городе и селе Донецка».
«Лесов там нет, и партизанскую войну в классическом понимании вести довольно сложно — в любом случае это будет городская война. Исход этой гражданской войны будет зависеть от жителей, от тех эмоций, которые они будут испытывать. На кого они взъярятся — на армию, которая бомбит их, или на боевиков, вместе с которыми приходит война, — это главный вопрос».