План Порошенко — победа прагматиков

Новый президент предлагает Украине амнистию, децентрализацию и статус-кво в языковом вопросе

Дмитрий Карцев, Анатолий Азаренко (Киев), Полина Матвееа
Новый президент Украины обещает юго-востоку скорейшее возвращение к мирной жизни, но в остальном далеко не так щедр на обещания. Судя по всему, главным для него сейчас является решение тактических проблем, а за стратегию он возьмется уже потом. «Газета.Ru» проанализировала инаугурационную речь президента, пытаясь понять, что конкретно Порошенко предлагает Украине.

Урегулирование на юго-востоке


Цитата: «Настоятельно призываю всех, кто незаконно взял в руки оружие, сложить его. В ответ гарантирую, во-первых, освобождение от уголовной ответственности тех, на чьих руках нет крови украинских воинов и мирных людей. И тех, кто не причастен к финансированию терроризма. Во-вторых — контролируемый коридор для российских наемников, которые захотят вернуться домой. В-третьих, мирный диалог. Понятно, что не со «стрелками», «абверами», «бесами» или прочей нечистью. Речь идет о диалоге с мирными гражданами Украины. Даже с теми, кто придерживается иных, чем я, взглядов на будущее страны».

Уже в ранге полноправного главы государства Петр Порошенко пообещал прекратить огонь к концу нынешней недели. А в понедельник и.о. министра обороны Михаил Коваль заявил, что «все, кто мечтал о гражданской войне, должны о ней забыть», пообещав, что в кратчайшие сроки жители востока Украины «будут жить в мире». Как именно это будет достигнуто, неясно, но министр внутренних дел Арсен Аваков сообщил, что все «100% боевых и патрульных подразделений МВД примут участие в АТО».

Ощущение противоречивости только усиливается тем, что сразу после церемонии инаугурации российский посол на Украине Михаил Зурабов назвал предложения Порошенко «декларацией о намерениях», но «звучащей обнадеживающе». Едва ли он выражал свое личное мнение — скорее всего, это некое обобщение позиции Москвы, осторожное одобрение рамочного плана.

Рамки между тем довольно определенные: амнистия для рядовых повстанцев и нулевая терпимость для их лидеров, с оговоренной лазейкой – возможным уходом на территорию России. Чтобы быть реализованным, этот план требует определенного раскола в среде самих сепаратистов, поскольку официальный Киев демонстрирует дифференцированный подход. Нечто подобное сработало, к примеру, в начале второй чеченской войны в России, но к тому времени среди ичкерийцев накопилась достаточно долгая история внутреннего противостояния.

О разногласиях между сепаратистами на юго-востоке Украины все последние недели тоже доносятся смутные слухи, но трудно сказать, во-первых, насколько они достоверны, а во-вторых, свидетельствуют ли они о расколе или, наоборот, о централизации командования с постепенным выдавливанием неподконтрольных элементов.

По мнению члена научного совета Московского центра Карнеги Алексея Малашенко, сам сигнал, поданный Порошенко, прекрасный — проблема в том, дойдет ли он до адресата.

«Он предлагает украинскую амнистию для тех, кто борется за независимость от Украины, — это просто разная система координат», — отмечает политолог. К тому же многие из ополченцев, в частности в их командовании, судя по всему, граждане России, а это значит, что украинские законы их не волнуют априори.

Малашенко полагает, что решающее слово в деле урегулирование принадлежит не Киеву, а Москве:

«Как только сепаратисты поймут, что поддержки из России не будет, не будет и сепаратистов, — подчеркивает эксперт. — Пока остаются полутона и возможность интерпретировать, остается и вооруженная борьба. Москва предлагает Киеву прекратить силовую операцию, но ведь сепаратистов сложить оружие она не призывает».

С другой стороны, отмечает политолог, и России не так просто отказаться от своей прежней линии, так как это будет воспринято как сдача позиций и соотечественников.

«Получается замкнутый круг: никто, в том числе в Москве, не хочет эскалации конфликта, но как его прекратить, можно только гадать и фантазировать: точно не знает, думаю, никто, даже Путин», — замечает Малашенко.

Децентрализация власти

Цитата: «Сегодня нам нужен легитимный партнер по диалогу. Говорить с бандитами мы не будем. А действующие местные депутаты уже никого не представляют. И мы готовы объявить досрочные местные выборы в Донбассе … Европейский опыт подсказывает нам, что значительную часть полномочий уже сейчас надо делегировать из центра местным органам власти. Реформа по децентрализации начнется уже в этом году изменениями в Конституцию. Новые полномочия получат новоизбранные местные советы. Но Украина была, есть и будет унитарным государством. Бред о федерации не имеет почвы на Украине».

Прекращение огня – это, понятно, только первый шаг. Дальше даже при самом благоприятном сценарии волей-неволей придется разбираться с истоками конфликта. Президент Порошенко намерен дать регионам новые полномочия, но при этом категорически отвергает слово «федерализация».

Чуть раньше появилось предложение о децентрализации власти «по польской модели». В соответствии с реформой 1998 года Польша разделена на воеводства, власть в которых принадлежит примерно на равных правах назначаемым президентом губернаторам и местным парламентам, формирующим правительство. Вполне возможно, нечто подобное рассматривается как возможный вариант и на Украине.

В то же время киевский политолог Вадим Карасев предлагает не зацикливаться на терминах. Действительно, слово «федерализация» слишком явно отсылает к выражению «сторонники федерализации» — эвфемизму термина «сепаратисты», активно использовавшемуся российскими официозными СМИ, на который весьма болезненно реагируют на Украине.

С другой стороны, «польская модель» децентрализации – это, по мнению Карасева, больше услада уха европейских партнеров новой власти, в том числе из Варшавы, чем реальная программа действий.

«Порошенко прагматик, а не догматик, он деловой человек, который действует по ситуации», — считает Карасев. В том числе при подборе слов в инаугурационной речи.

А вот украинский политтехнолог Владимир Грановский уверен, что за разницей в словах стоят и сущностные различия, которые его не радуют. «По сложившейся традиции и существующей политике все политические элиты не хотят признавать культурного и исторического различия между регионами, — констатирует он. — Поэтому ищут выход и надеются, что бюджетная децентрализация снимет напряжение. Это, конечно, гипотеза. Я не очень в нее верю. Проблема приобрела такой характер, что ее надо решать кардинально — не бояться федерализации, подтверждать нейтральный статус и уходить от президентской модели в сторону парламентской республики по образцу основных европейских стран».

По мнению эксперта, оттягивание решения приведет только к усугублению ситуации. «Если даже пройдет реальная бюджетная децентрализация, то она родит сильные региональные элиты, — прогнозирует он, — и тогда в будущем можно ожидать конфликта между региональными элитами и центром — этот конфликт закончится или федерализацией, или снова потерей территории».

Тем не менее исторический опыт последних десятилетий демонстрирует, что федерализация сама по себе тоже не панацея. Об этом часто пишут западные политологи, указывающие на то, что появление полноценного политического субъекта, пусть даже автономного, не столько успокаивает население и элиты, сколько кристаллизует их идентичность и в конечном счете готовит дальнейшее разделение.

К примеру, Союзная Республика Югославия сначала превратилась в союз Сербии и Черногории, а потом разделилась на два государства. С другой стороны, Босния и Герцеговина с момента окончания югославской войны все время находится на грани распада, но все же пока сохраняется как единое государство. Наконец, в Эфиопии после болезненного отделения Эритреи федерализация остановила распад государства.

На Украине, полагает Карасев, речь может пойти об «асимметричной децентрализации», которая бы учитывала реальные особенности регионов.

Где-то губернаторов будут всенародно избирать, где-то власть окажется в руках местных парламентов, где-то, возможно, сохранится и назначение из центра. «Есть же разница между 800-тысячной Черкасской областью и пятимиллионной Донецкой», — говорит политолог. На западе страны, по его словам, и так существует развитое местное самоуправление, и ради сохранения единой Украины там не будут немедленно претендовать на те же права, которых ждут восточные области.


В любом случае Порошенко нужно ответить на сегодняшний вызов, а не решать судьбу страны на десятилетия вперед, поэтому варианты могут быть самые разнообразные. Как сказал в интервью «Газете.Ru» бывший посол США на Украине Стивен Пайфер, один из секретов политического успеха Леонида Кучмы (единственного украинского президента, который усидел на посту два полных срока) в том и состоял, что он был сильным тактиком, умел действовать по ситуации.

Крым и русский язык

Цитата: «Россия оккупировала Крым, который был, есть и будет украинским. Вчера во время встречи в Нормандии я именно так и сказал президенту Путину — Крым является украинским. И точка… Жить свободно значит свободно пользоваться родным языком. Руководствоваться статьей 10 Конституции. Она определяет украинский язык как единственный государственный, но гарантирует свободное развитие русскому и другим языкам».

Эти вопросы объединены в один раздел не только потому, что они особенно важны для России, но и потому, что по ним Порошенко занял парадоксально схожую позицию сохранения статус-кво. В случае Крыма он подтвердил неприятие «аннексии», но в то же время подчеркнул, что она не станет препятствием для дальнейших переговоров по другим вопросам.


В том же, что касается русского языка, украинский президент подтвердил приверженность закону, который был принят при Януковиче и гарантировал его региональный статус, то есть, по сути, приравнивание к государственному на юго-востоке страны.

После победы «евромайдана» Рада поспешила отменить его, но и.о. президента Александр Турчинов ветировал предложение. Однако даже самой попытки оказалось достаточно, чтобы серьезно подлить масла в огонь противостояния с юго-востоком и добавить аргументов в копилку его претензий к новой власти.

Обе эти не решаемые здесь и сейчас проблемы могли бы серьезно осложнить дальнейшее развитие украинской государственности, и, откладывая их на неопределенный срок, Порошенко, возможно, действует мудрее всего.

Конституционная реформа

Цитата: «Важной частью общественного запроса на полную перезагрузку власти являются досрочные выборы парламента. Давайте будем откровенны: действующий состав этого уважаемого собрания не соответствует настроениям общества».

С победой Майдана, возвращением конституции в редакции 2004 года и все более очевидным ростом популярности Порошенко политические аналитики предположили, что он может очутиться в ловушке Виктора Ющенко десятилетней давности. Тот был чрезвычайно популярен, но не имел опоры в парламенте и оказался заложником собственного партнерства с Юлией Тимошенко. Дальше последовали развал «оранжевой коалиции», игры с Партией регионов, общественное разочарование…

Сегодня, чтобы этого не повторилось, заговорили о том, что Порошенко должен конституционно усилить довольно слабую президентскую власть.

Однако Вадим Карасев объясняет, что это и невозможно, и не очень нужно. Невозможно потому, что сразу же сделает из него второго Януковича, который предпринял такую попытку в годы своего правления и приобрел ореол «диктатора». Не нужно потому, что он имеет достаточно возможностей, чтобы распустить Раду, а в новом составе получить лояльное большинство. Главное, сейчас не осталось Партии регионов как отдельного политического фактора, а на востоке, подчеркивает Карасев, пусть и с учетом низкой явки, проукраинский электорат проголосовал именно за Порошенко.

На досрочные выборы ориентирован и Порошенко, создавший партию «Солидарность», и его нынешние союзники из УДАРа Виталия Кличко. В этом вопросе их поддерживает фракция «Батькивщина», которая все больше ориентируется на тесное сотрудничество с новым президентом и имеет неплохие рейтинги.

Против такого скоропостижного расставания с мандатами выступают депутаты от «Свободы», Партии регионов и КПУ: всех их может просто не оказаться в следующем составе украинского парламента. Опросы показывают, что рейтинг ПР, например, составляет всего 3%. Для попадания в парламент партии необходимо преодолеть пятипроцентный барьер.

Президент компании Berta Communications политтехнолог Тарас Березовец считает, что Порошенко «нужно договариваться с УДАРом и «Батькивщиной» об их выходе из правительственной коалиции: без них новая коалиция не имеет реальных шансов состояться, а значит, парламент будет распущен».

При этом для Юлии Тимошенко досрочные выборы могут значить фактически уход из большой политики.

Политолог Павел Карайченцев утверждает, что экс-премьер уже фактически утратила свое влияние на «Батькивщину»: многие депутаты из фракции не скрывают, что ориентируются на Порошенко. «Часть из них, как оказалось, избиралась при его финансовой поддержке», — говорит эксперт.

Но в досрочных выборах есть и свои риски. Карайченцев полагает, что излишняя спешка может привести к тому, что через три месяца рейтинг президента обвалится. «Оказалось, что то, что три месяца назад у нас сформировалось правительство смертников, повторилось — сейчас мы имеем президента смертников», — говорит он.

Уже сейчас определенные вопросы к Порошенко есть у журналистов.

Многим не нравится, например, что на приеме у президента были те же люди, что и пять лет назад у Януковича: Ринат Ахметов, Виктор Пинчук, Игорь Коломойский и т.д. Более того, поздравить президента пришел лидер ПР Александр Ефремов, причем пришел в компании других топовых регионалов.


Проблема и в том, что общество ждет от нового президента быстрых перемен к лучшему, но Порошенко, которому нужно успокаивать Донбасс, вряд ли сможет воплотить в реальность эти надежды электората. В частности, в его штабе уже говорят, что президент пока не будет сильно перетасовывать кабмин, потому что невозможно вести войну сразу на двух фронтах.

Политолог Владимир Цибулько заключает, что для того, чтобы не уронить рейтинг, президенту нужно будет добиться нескольких символических побед. Например, подписать до 27 июня экономическую часть Соглашения об ассоциации с ЕС.