Пятый президент Украины провел довольно-таки скромную церемонию инаугурации. Порошенко сначала выступил перед депутатами и иностранными гостями в Раде, а затем принял присягу в качестве верховного главнокомандующего на Софийской площади в центре Киева. После этого он без лишних церемоний засобирался на благодарственный молебен в Софийском соборе. Сразу после этого значительная часть киевлян, желавших воочию увидеть президента, начала расходиться: сегодня в украинской столице очень жарко.
Большинство горожан не знало о том, что как раз в те минуты, когда Порошенко выступал в Верховной раде, у здания ЦИК взорвался автомобиль с луганскими номерами.
Произошло это на ходу, взорвалось устройство, установленное под днищем машины. В результате взрыва пострадал водитель, в тяжелом состоянии он был доставлен в больницу. Милиция квалифицировала произошедшее как теракт.
Тем временем киевляне более чем благодушно обсуждали нового президента. Толпа на Софийской площади встречала кортеж главы государства, подъехавший со стороны Михайловской площади, бурными аплодисментами. Люди в толпе много говорили о том, что Петр Порошенко — их «последняя надежда», а также о том, что он сможет «и Донбасс успокоить», и «порядок навести», и «с Путиным договориться».
«Он как конфетка, — рассказывает 47-летняя киевская работница коммунальной сферы Наталья. — Мы на него очень надеемся. Мы хотим, чтобы закончилась война и чтобы была работа».
«Мы голосовали за него всей семьей. Сегодня он кажется едва ли не единственным нормальным политиком в стране», — объяснял корреспонденту «Газеты.Ru» 52-летний киевлянин Анатолий. «Мы ждем, что будет порядок. Чтобы в государстве все было как при Кучме, но еще чуть-чуть богаче. И ждем, наконец, когда Киев уберут и от мусора, и от дебилов, и от Майдана», — добавил он.
Чем киевлян не устраивает Майдан, рассказала его 51-летняя супруга Антонина. «Революция закончилась, и на Майдане стали обживаться какие-то бомжи. Там уже небезопасно, воняет, извините», — отрапортовала она.
Правда, у некоторых киевлян, ставших свидетелями этого разговора, было другое мнение. «Майдан пусть стоит до выборов в Раду. А то Порох еще в нового Яныка превратится», — парировал мужчина средних лет в сандалиях, шортах и рубашке. Говорить подробнее он отказался.
Речь Порошенко, которую многие наблюдали в прямом эфире по телевизору, киевлянам понравилась. «Четко, красиво говорил. И Крым пообещал вернуть», — говорит 72-летняя пенсионерка Вера Васильевна. Ее внучка, 29-летняя Ольга, добавляет: «Мне все понравилось. Разве что немного странно это все: всем все пообещал, а как реализовать, никто пока не знает. Никакой федерализации вот не будет, это жалко. Мы в Киеве уже устали от Донбасса, дали бы им автономию. Но президенту виднее», — подчеркивает она.
На киевских улицах и в киевских магазинах люди обсуждают нового президента. Кто-то не без иронии называет его «Петей-конфетой», кто-то — «первым президентом, за которого не стыдно», кто-то «зауважал президента за Крым» и за то, что он «не будет прогибаться перед Россией».
А вот официальным политикам понравилось не все. Депутат от «Свободы» Ирина Фарион возмутилась на своей странице в Facebook (компания-владелец Meta признана экстремистской организацией) тем, что Порошенко использовал в части своей инаугурационной речи русский язык. «Такого надругательства украинский язык еще не видел», — с горечью сообщила она. И добавила, что «борьба продолжается».
Наибольшее внимание журналистов во время выхода гостей из Рады привлекал президент Белоруссии Александр Лукашенко. Тот заметил, что «юридического решения (по Крыму. — «Газета.Ru») не было», и посоветовал украинцам «продолжать переговоры». На вопрос, «что же делать с террористами на востоке», он ответил, что тех террористов, которые убивают украинский народ, нужно уничтожать. «Но сначала разберитесь, кто террорист. А то поубиваете своих», — многозначительно добавил белорусский лидер.
Насчет Майдана у Лукашенко прогноз однозначный: «К моему следующему приезду вы не выдержите сами и уберете его». Также белорусский президент заявил, что «нам с украинцами делить нечего». «Мы — братья», — подчеркнул он.
Впрочем, отношение киевлян, мимо которых сегодня проходил Лукашенко, к нему разное. Кто-то при его приближении хлопал в ладоши, а кто-то начинал скандировать почему-то «Путина — геть».
Зато Михаила Саакашвили здесь любят: охотно обнимаются и фотографируются с грузинским экс-президентом.
Мнения аналитиков по поводу инаугурации разошлись. Президент Berta Communications Тарас Березовец, работавший в минувшей кампании на Юлию Тимошенко, заметил, что «такого ощущения драйва и свободы не было с 2005 года».
«У нас все получится», — восторженно заявил он. Политолог Юрий Романенко доволен речью нового президента. «Блестящий спич. Пусть и действия будут такими же блестящими. Сейчас он выглядит как лидер, за которого не стыдно», — заметил он.
А вот политолог Алексей Блюмнинов в оценках более сдержан. «Инаугурация как инаугурация. Ничего выдающегося. Если перед Януковичем дверь захлопнулась, то у Порошенко солдат почетного караула оружие уронил. Любители истолкования тайных знаков получили пищу для мозга», — рассуждает он в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru». Эксперт напоминает, что реальная явка на выборах, если сравнивать ее с данными реестра выборов 2010 года, составила 49%. «Политическое значение этого мероприятия минимально», — заключает политолог.
«Пожалуй, главным событием этой инаугурации стало отсутствие на ней президента или премьера России, что явно указывает на тот дипломатический уровень, на котором Кремль намерен поддерживать диалог с Порошенко, — рассуждает Блюминов. — Если в Киеве не прекратят веселить публику анекдотическими заявлениями о намерении возвратить Крым или скачать с РФ какие-то миллиардные компенсации, то встречи украинского и российского президентов и дальше будут проходить в перерывах между дипломатическими завтраками где-нибудь в Нормандии».
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко в интервью «Газете.Ru» обращает внимание на то, что «очень наглядно было присутствие в Раде Юлии Тимошенко». «Скорее всего, все политические интриги только впереди. Как и далеко впереди восстановление экономики», — подчеркивает политолог.
Охрименко предлагает сделать из инаугурации определенные выводы: ясно, что Порошенко берет курс на сближение с ЕС, но Европа «не спешит дружить с Украиной». «Неудивительно, что сегодня еврокомиссар Андрис Пиебалгс заявил, что Украину никто и не приглашал в члены ЕС, и этого, скорее всего, никогда не будет», — указывает эксперт. По его мнению, Украина может надеяться «только на роль Турции».
Действительно, пока «активную поддержку» Украине выразил готовность предоставить только глава НАТО Расмуссен.
А вот киевляне пока не настроены на пессимистичные прогнозы. Обмениваясь впечатлениями друг с другом, они сдержанно радуются: «Пока все хорошо — посмотрим, что будет дальше» или «Президент получился представительным и совсем не смешным».
Ощущение, что столица просто боится бурно выражать свои эмоции. Слишком жива в памяти эйфория по поводу победы Ющенко и то, чем она закончилась.