Организаторы ежегодной международной конференции по ПРО, которая на этот раз состоится 17–20 июня в немецком Майнце, отклонили заявку на участие в ней России.
Официальная причина — разногласия, которые не позволяют создать должные условия для приема российских гостей.
«Отмечаем, что этот шаг вписывается в общую линию на свертывание диалога с Россией по вопросам ПРО, которую в последнее время проводят США и их союзники по НАТО, — заявили в пятницу в российском МИДе. --Обсуждение данной тематики по политическим и военным каналам ими уже фактически заблокировано, а теперь, похоже, очередь дошла и до свертывания контактов по линии промышленности и экспертных кругов».
Отклонение заявки в дипведомстве расценивается исключительно как прекращение любых переговоров с Москвой.
«Мы неоднократно предлагали нашим зарубежным коллегам наладить совместную работу по противодействию возможным ракетным вызовам и угрозам. Эти предложения остаются в силе, однако их вряд ли можно реализовать, когда одна из сторон, по сути, полностью отказывается от разговора. Складывающаяся ситуация лишь подкрепляет наши выводы об истинном предназначении противоракетного потенциала, создаваемого США и их союзниками», — говорят на Смоленской площади.
В то же время официальный Вашингтон продолжает настаивать на том, что размещение элементов ПРО в странах Восточной Европы не направлено против Москвы.
«Позвольте еще раз отметить: наша политика строительства противоракетной обороны не направлена против российских баллистических ракет, — заявил на днях официальный представитель Пентагона Джон Вайнфелд. — Мы защищаемся от ракет дальнего действия, которые могут быть выпущены из регионов за пределами Евроатлантического пространства по территории наших европейских союзников по НАТО».
Очевидно, речь шла о Ближнем Востоке и Иране.
Примечательно, что всего два года назад международная конференция по ПРО прошла как раз в Москве. Тогда в российской столице собрались представители не только стран НАТО, но и тех стран, которые в Североатлантический альянс не входят, а также таких влиятельных стран, как Китай и Индия.
По мнению заместителя директора Института США и Канады Павла Золотарева, вежливый отказ России в участии конференции еще не означает окончания диалога, но точно откладывает его на долгие годы: «Впоследствии все потихоньку встанет на свои места, потому что есть общие интересы у обеих стран (США и России) и они долговременные. А расхождения по Украине — это все-таки расхождения локального характера».
«А поведение США вызывает недоумение. Скорее это свидетельствует о некой слабости. Сейчас у США начинает больше проскальзывать эмоциональных решений, чем разумных», — говорит эксперт.
С Золотаревым не согласен заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин:
«Возобновление диалога, скорее всего, уже не произойдет, потому что нет никакого смысла в этом и никакого желания у сторон. Это полнейшее взаимное недоверие, которое копилось много лет.
Лично я вообще никогда не видел возможности какого-то реального диалога в этом вопросе. Обе стороны все равно остаются жестко на своих позициях, которые диаметрально противоположны. Какого-то обсуждения совместных ПРО никогда быть не могло. Сейчас может быть просто оформлено юридически то, что так много лет и так было ясно фактически. Просто нашелся повод».
Американские журналисты и аналитики считают действия своего правительства достаточно логичными.
Газета The Hill, освещающая деятельность конгресса США, уверена, что «сильная система ПРО в Европе очень важна как для американских войск, дислоцированных за рубежом, так и для американских союзников, особенно в последние недели, когда Россия начала наступление на Крым, а Иран утверждает, что успешно провел испытания нового поколения баллистических ракет дальнего действия».
Именно поэтому журналистам понятно желание сохранить давление на Россию, однако они призывают действовать осторожно, пытаясь наряду с политической изоляцией ускорить комплексное развитие новых технологий.