«Ни я, ни Михаил Дмитриевич партию не собираемся покидать», — заявила Ирина Прохорова на сегодняшней пресс-конференции, состоявшейся после выхода в газете «Известия» заметки об уходе брата с сестрой из «Гражданской платформы» (ГП).
Тем не менее Михаил Прохоров действительно покидает пост главы одного из двух руководящих органов партии — федерального политического комитета. Руководство вторым – федеральным гражданским комитетом – он оставил еще в декабре, передав его как раз сестре Ирине, так же как и пост главы партии.
По словам Ирины Прохоровой, ее брат займется развитием экономической программы «Гражданской платформы». Источник «Газеты.Ru» в партии уточнил, что предприниматель «всерьез занимается разработкой экономической стратегии страны». Однако еще один собеседник «Газеты.Ru», знакомый с ситуацией, утверждает, что в реальности Михаил Прохоров «продолжит заниматься бизнесом».
Место Прохорова в политическом комитете занял экс-депутат Думы от ЛДПР Рифат Шайхутдинов. Назначение, по словам источника в партии, связано с серьезным опытом Шайхутдинова в проведении избирательных кампаний. Именно этого недостает Ирине Прохоровой.
«Закон Клишаса» все испортил
По словам источника в «Гражданской платформе», участие Ирины Прохоровой в выборах в Мосгордуму обсуждалось всерьез. Изначально предполагалось, что именно она возглавит список кандидатов от партии.
«Видно, что Прохоров теряет интерес к политике: с одной стороны, ему не хватает политической интуиции, с другой стороны — измеряемых результатов. Он тяготится этим проектом в заметной степени, в отличие от Ирины Прохоровой, которая находила в нем какие-то смыслы», — считает глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.
Однако позже был принят так называемый закон Клишаса, который предусматривает, что в городах федерального значения, то есть в Москве, Санкт-Петербурге, а теперь и в Севастополе, выборы в заксобрания могут проходить исключительно по одномандатным округам, что не очень выгодно для партии, в которой не так много раскрученных лиц. Ни для кого не секрет, что закон принимался специально «под Москву».
Но даже после этого участие Прохоровой в выборах по-прежнему предполагалось. Более того, по словам источника в ГП, у партийцев был готов список кандидатов почти на все округа. Но произошли новые изменения избирательного законодательства, в соответствии с которыми от сбора подписей на региональном уровне освобождались только парламентские партии плюс «Яблоко» — как политическая сила, набравшая на предыдущих федеральных выборах более 3% голосов. На «Гражданскую платформу», равно как и на остальные малые партии, «подписная льгота» не распространялась.
А кандидатам от политических сил, обязанных собирать «автографы» граждан, нужно заручиться поддержкой не менее 3% избирателей округа. В Москве это порядка пяти тысяч человек. После принятия этого закона, по словам собеседника «Газеты.Ru» в ГП, «стало понятно, что Ирине Дмитриевне возглавлять нечего (имеется в виду условный список одномандатников – «Газета.Ru»):
«Партийная площадка потеряла вес, многие кандидаты не захотели тратить время на участие в кампании: пять тысяч подписей, которые нужно собрать, — это огромное количество, и нет гарантии, что это удастся сделать. Тем более если учесть, что кампания приходится на лето».
Более того, даже если «автографы» будут собраны, нет никакой гарантии, что их не забракуют.
В итоге было принято решение, что Ирина Прохорова будет курировать региональные выборы, включая Мосгордуму, «наберется опыта», чтобы впоследствии сосредоточиться на участии в думских выборах в 2016 году.
Перспективы партии в дальнейшем, по мнению Виноградова, зависят от того, появятся ли у ГП интересанты, которые используют бренд «Платформы» для развития собственной политической карьеры, вкладывая в него собственные ресурсы. Сегодня в ГП такие люди есть: например, по ее списку в Мосгордуму идет Денис Константинов из Сбербанка. При этом у партии нет ни заметного рейтинга, ни антирейтинга. Поэтому ее бренд как минимум не помешает сильным кандидатам побороться за кресло столичного депутата.
Пообещать не значит переоформить
«Газета.Ru» вспоминает, как один из богатейших людей России, занявший третье место на президентских выборах 2012 года почти с 8% голосов избирателей, постепенно самоустранялся из большой политики.
Первоначально создание управляемого правого партийного крыла в Кремле курировал замглавы администрации президента Владислав Сурков. Он прочил в лидеры будущей правой партии сперва главу Минфина Алексея Кудрина.
«Партия во главе с Кудриным просуществовала ровно три дня в кабинете», — отмечает высокопоставленный собеседник. Кудрин от руководства партией самоустранился — якобы после консультаций на самом верху.
Затем в Кремле обсуждали кандидатуру вице-премьера Игоря Шувалова. Однако в итоге на либеральный партийный проект под названием «Правое дело» поставили учредителя ОНЭКСИМ миллиардера Михаила Прохорова, кандидатуру которого пролоббировал Валентин Юмашев. Олигарха вскоре «свергли» в результате партийного «дворцового переворота», в организации которого сам Прохоров обвинил как раз Суркова.
В думских выборах он участия не принял, на президентских занял третье место, создал «Гражданскую платформу», но в декабре прошлого года передал должность лидера своей сестре.
При этом Прохоров отказался участвовать в выборах столичного мэра, сославшись на то, что не успеет переоформить зарубежные активы. Он предложил сосредоточить усилия на выборах в Мосгордуму в 2014 году. «Мэр ваш — Дума наша. Вы отняли у нас мэра — мы заберем у вас Думу», — пообещал политик-бизнесмен.
«Активы он так и не переоформил», — комментирует информированный источник очередной отказ Прохорова участвовать в выборах, на этот раз в Мосгордуму.
На сегодняшней пресс-конференции окончательно отказалась от выборов в Мосгордуму и его сестра.
«Правое дело» 2.0
Бывший сотрудник «Гражданской платформы» рассказал, что партийное руководство фактически «слило» еще прошлогоднюю ярославскую компанию, когда триумфально взявший пост мэра Евгений Урлашов повел на выборы в заксобрание список «Платформы».
– Мы не знаем, что случилось. Надавили на Прохорова в Кремле или он сам испугался резко набирающего популярность Урлашова, разгромившего «единороссов» в регионе, но фактически партия оставила нас – уже тогда пошли слухи, что Прохоров окончательно уйдет и из партии. Мы имели все козыри на руках, поддержка партии снизу была очень мощная, за «Гражданскую платформу» в Ярославле реально шел народ, но каждая бумага сверху согласовывалась с трудом. Проблем с финансированием не было, но в штабе был раскол на два лагеря, никто не занимался нами на федеральном уровне и не защищал. Урлашов до сих пор сидит за решеткой по сомнительному делу, у него выпали все зубы, а Прохоров в его защиту ограничился парой «писулек» в фейсбуке.
Источник предрекает ГП повторение печальной судьбы «Правого дела». Но только выдавливать Прохорова на этот раз никто не будет – он уйдет сам:
«Рифат Шайхутдинов это как Дунаев из «Правого дела» — формальная фигура, предвещающая скорый конец партии. ГП — вождистская партия одного человека. Как ЛДПР – это Жириновский, так и «Платформа» — это Михаил Прохоров. По-видимому, на него сильно надавили сверху, и он дал задний ход. Окончательно имидж похоронил провал с громко анонсированным проектом «ё-мобиля».
При этом, сожалеет бывший сотрудник ГП, на старте у бизнесмена были гигантский политический потенциал, отличный результат на президентских выборах, имидж нового политика. Он не сильно ассоциировался с залоговыми аукционами 90-х, был способен привлечь средний класс и оппозицию, в партию перебегали единороссы.
«Михаил Дмитриевич по характеру скорее бизнесмен — он не потянул политический проект», — резюмирует источник в Кремле неудачи олигарха в политике.
Политолог Виноградов, в свою очередь, полагает, что реальная проблема любого управляемого правого проекта состоит в том, что Кремлю сложно манипулировать опытным либеральным избирателем:
«С одной стороны, он более разборчив, а в какие-то поворотные истории и радикальнее проекта Прохорова. С другой — проект всегда зависит не только от активности лидеров, но и от интересантов, готовых в этот проект вкладываться. Одно время таким брендом была «Справедливая Россия», под флагами которой выходили многие политики, вкладывая собственные ресурсы вплоть до самоубийства бренда СР. Сегодня у ГП есть яркие кандидаты в некоторых регионах, но она так и не стала полноценным комьюнити ресурсных кандидатов, готовых побороться за участие в политике, но не интересующихся брендом «Единой России».