Неподконтрольные киевской власти сепаратисты в Луганской и Донецкой областях выступают за создание собственных государственных образований. Вопросы, вынесенные на референдум, в обоих регионах звучат практически одинаково. Участников плебисцита просят ответить, поддерживают ли они «Акт о государственной самостоятельности Луганской народной республики и Донецкой народной республики».
Сепаратисты сообщили, что для референдума отпечатано 3 млн бюллетеней. Всего же в обоих регионах проживает 6,7 млн человек. На последних парламентских выборах в 2012 году в Донецкой области было зарегистрировано 3,4 млн избирателей, в Луганской — 1,8 млн.
Важно, что в вопросе нет упоминания о том, останутся ли новоявленные республики в составе Украины.
Наблюдатели отмечают, что таким образом сепаратисты, которые пользуются моральной поддержкой Москвы, оставляют себе пространство для торга с Киевом и дальнейшего существования в составе потенциальной конфедерации на правах независимых государств.
Ранее аналогичный референдум был намечен и в Харьковской области, однако там он проводиться не будет. Общественное мнение в этом регионе расколото куда больше, и местным сепаратистам не удалось согласовать свои действия с Луганском и Донецком.
«Мы реально не готовы провести референдум 11 мая. Мы не согласовали вопросы, которые будут общие для Харькова, Луганска и Донецка. К сожалению, разошлись в формулировках», — объяснил журналистам член координационного совета движения «Юго-Восток».
В Луганске о поддержке идеи с референдумом, наоборот, заявил даже президиум облсовета. «Мы поддерживаем инициативу жителей Луганщины о проведении референдума о статусе Луганской области в соответствии с требованиями, принятыми на сборах территориальных громад нашей области», — говорится в заявлении президиума облсовета, обнародованном на сайте Луганского облсовета. В субботу и.о. президента Александр Турчинов уволил луганского губернатора Михаила Болотских, который был назначен им же 2 марта, но контроль над областью фактически потерял.
Между тем восставшие регионы готовятся к голосованию в очень тревожных условиях. В пятницу в Мариуполе Донецкой области прошли бои, в результате которых, по разным данным, погибли от семи до двадцати человек, а город, судя по всему, оказался под контролем повстанцев, воющих против украинской национальной гвардии.
Сепаратисты накануне референдума были настроены очень решительно.
«Народный мэр» Славянска Вячеслав Пономарев заявил, что недавно было решено пленных военных украинской армии не брать. «Валить будем всех, — подчеркнул он. — Будем теперь просто беспощадно уничтожать. Разговаривать с ними никто не будет».
Впрочем, Пономарев, боевики которого сейчас де-факто контролируют весь город, заявил, что для возобновления диалога властям нужно «просто» выполнить их требования — «вывод войск, обмен военнопленными».
Представители «Донецкой народной республики» в свою очередь пообещали сложить оружие и пойти на переговоры с Киевом только после референдума. «Сразу после референдума мы перестаем вести боевые действия и всю работу переводим в политическую плоскость», — заверил сопредседатель ДНР Александр Хряков.
При этом глава ЦИК ДНР Роман Лягин объявил, что референдум будет признан состоявшимся при любой явке. А это фактически означает, что сепаратисты объявят себя победителями при любых раскладах.
В Киеве идти на переговоры с вооруженными повстанцами не хотят, но всячески подчеркивают: после того как «антитеррористическая операция» будет завершена, а в городах восстановлен порядок, власть и сторонники федеративной Украины могут сесть за стол переговоров и договориться о референдуме. Но договариваться столичные власти готовы только с мирными жителями, которые могут ходить на митинги и демонстрации, но, с точки зрения власти, не имеют права брать в руки оружие и захватывать админздания. И.о. президента Турчинов при этом заявил, что «федерализация регионов приведет к их уничтожению».
А ранее украинские власти подчеркивали, что не прекратят «антитеррористическую операцию» ни при каких условиях. В субботу к вечеру появились сведения, будто центральные власти стягивают к Луганску войска, на окраине Славянска слышна стрельба. Все это заставляет предположить, что референдум может закончиться большой кровью.
В то же время по мнению заместителя главы российского института стран СНГ Владимира Жарихина, даже проведенный в таких условиях референдум может стать своеобразным «социологическим опросом» об отношении к единому государству.
Президент Berta Communications украинский политтехнолог Тарас Березовец, говорит, что сепаратисты пока не собираются присоединяться к РФ, а поначалу объявят о своей государственной самостоятельности.
»МВД заявило, что не контролирует ситуацию в Луганской области. В Донецкой области ситуация более или менее контролируемая. Фактически реально удерживаются сепаратистами несколько городов. Но даже если бы они контролировали один или два города, будет объявлено, что референдум состоялся. Нет никакой разницы, будут люди голосовать или нет. Нарисуют явку в 80–90% и покажут такую же поддержку, как и в Крыму», — объясняет эксперт.
По мнению политолога, следующим шагом сепаратистов станет просьба о введении миротворческого контингента, обращенная лично к Путину.
Но Березовец все равно верит в то, что война между соседями не начнется. «Введения российских войск не будет. Россия просто продолжит ту стратегию, которая сейчас приносит эффект», — заключает он.
По его мнению, борьба Киева с мятежными регионами может длиться месяцами, а то и годами.
Координатор избирательных и парламентских программ гражданской сети «Опора» Ольга Айвазовская говорит, что, несмотря на свою противозаконность, референдум на Донбассе несет в себе большие угрозы для официального Киева.
«Проведение референдума 11 мая в Донецкой и Луганской областях готовится с еще большими нарушениями, чем в Крыму, всех норм, подходов и стандартов организации волеизъявления, — уверяет правозащитник. — Нет никакого нормативно-правового акта, даже локального уровня, как это было в Крыму, относительно организации референдума. Представители вооруженных группировок сегодня по факту шантажируют работников районных администраций, директоров школ, пытаясь повлиять на них и заставить предоставить помещения для проведения голосования 11 мая».
Но поскольку сам факт проведения такого референдума могут использовать внешние силы, то «переживать из-за него нужно, и переживать сильно», говорит Айвазовская.
Фактически из всех украинских политиков референдум поддерживает только нардеп от ПР Олег Царев. «После референдума у нас будет уже две суверенных республики: Донецкая и Луганская. После этого мы обратимся ко всем городам юго-востока, чтобы эту инициативу поддержали», — рассказывает о своих планах депутат, которого правящая коалиция в Раде уже считает сепаратистом, но все еще не торопится арестовывать.
Политолог Александр Палий называет Царева политиком, который озвучит позиции Кремля по Украине. «Все знают, что Царев работает на Москву. Недавно он туда ездил и, судя по всему, получил указания». В то же время эксперт считает, что «Донбасс России не нужен», поскольку «это дотационный регион». По словам Палия, Россия продолжает нагнетать обстановку, чтобы сорвать президентские выборы.
По словам эксперта, сепаратистские настроения в регионе поддерживают около 30% населения. В южных городах такой поддержки сопротивления нет.
В то же время в самих Донецких и Луганских областях проводить реальные опросы общественного мнения сейчас трудно из-за сложившейся ситуации, поэтому реально оценить настроения местного населения довольно трудно. Тем более что они, судя по всему, меняются весьма динамично в зависимости от действий основных игроков.
Политический обозреватель портала Liga.net Сергей Высоцкий полагает, что Киев не сможет удержать этот регион «при пассивном большинстве и активном пророссийском меньшинстве» без многочисленных жертв. «Устроить на месте Славянска второй Грозный? — задается вопросом политолог. — Вряд ли кому-то из украинских политиков и генералов хочется осквернять себя настолько сильно ради территориальной целостности».
Все чаще и чаще в Киеве говорят о том, что власть сознательно «играет в поддавки» с пророссийскими сепаратистами — как будто сама еще не определилась, стоит ли удерживать Донбасс любой ценой. Поэтому и референдум в двух украинских областях, скорее всего, состоится.
В таких условиях особенно важной становится позиция Москвы.
Напомним, президент Путин призвал повстанцев перенести референдум на более поздний срок, однако они решили этому призыву не следовать. О причинах чего существуют различные мнения: от кремлевской уловки до реальной самостоятельности сепаратистов.
Директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве России Павел Салин считает, что цель Москвы — неофициальная поддержка референдума: «У меня нет ощущения, что Москва собиралась реализовывать «крымский сценарий» на юго-востоке Украины. Одно дело — присоединить двухмиллионный Крым, другое дело — Луганск и Донецк. Есть цель создать буферную зону для поддержки пророссийских сепаратистов в других областях, а также создать транзитный коридор в Приднестровье. Москву устроит, если здесь возникнет конфедерация с Украиной, которая будет вести самостоятельную политику».
Еще до заявления Путина Госдума объявила, что не будет направлять на референдум своих наблюдателей.
Это, судя по всему, означает, что Москва не будет спешить с признанием результатов референдума, однако подвесит ситуацию и использует его результаты для укрепления своих позиций на Украине после президентских выборов 25 мая. Если, конечно, события воскресенья и последующих дней не пойдут по самому худшему сценарию.