Юго-восток разделился
<1>
Мнения лидеров юго-востока разделились. Один из лидеров «Донецкой народной республики» Андрей Пургин заявил, что ДНР решила 8 мая провести собрание своих депутатов для выработки позиции по заявлению президента России. Там и будет решено, переносить референдум или нет.
«Наше мнение мы сформулируем завтра или на голосовании по поводу переноса референдума, или на совещании нашего коллегиального органа — правительства ДНР», — заявил один из лидеров «Донецкой народной республики» Денис Пушилин.
А вот депутат от Партии регионов Олег Царев, который вчера анонсировал создание республики «Новороссия», полагает, что активная фаза конфликта продолжится, поскольку Киев не выполнил ни одного из требований ополченцев: АТО продолжается, политзаключенных никто не освобождает, никаких гарантий повстанцы от центральной власти не получили.
«Должен сказать, — написал Царев на своей странице в «Фейсбуке», — что при всем уважении к Владимиру Владимировичу перенести референдум в Луганской и Донецкой областях можно только в том случае, если на это согласятся жители этих регионов.
Лидер повстанцев в Славянске «народный мэр» Вячеслав Пономарев заявил в интервью «Газете.Ru», что на данный момент решение, проводить референдум или нет, еще не принято.
«Мы готовы выйти на референдум, но решим все завтра, соберемся и решим. Если будут веские основания, то можем и перенести. Владимир Владимирович же не просто так сказал — значит, были основания. Мы их выслушаем и примем решение. Но вы же понимаете, мы не координируем действия с Российской Федерацией, у них свое — а у нас задача защитить свое».
Обстановку в Славянске, за исключением отдельных нападений на блокпосты, он оценил как «спокойную». Жители Краматорска говорят, что после заявления Путина никаких особых изменений не произошло, но вчера и сегодня стрельбы не было. По городу с утра начали ходить маршрутки, школы открыты, но пускать ли туда детей, разрешено решать родителям, и большинство сидит дома. Транспорт в Славянск по-прежнему не ходит.
А в Харькове, где противники официального Киева достигли наименьших успехов, сегодняшнее заявление Владимира Путина вызвало крайне неоднозначную реакцию. Некоторые пророссийски настроенные горожане восприняли это чуть ли не как предательство.
По их мнению, Путин дал им надежду на поддержку в случае борьбы за выход из состава Украины и бросил в сложной ситуации.
Они обвиняют российские элиты в том, что они не готовы спасать из тюрем арестованных активистов, не готовы открыто поддержать протесты на юго-востоке, позволяют убивать людей в Одессе и Славянске. Есть информация, что готовится обращение пророссийских активистов за поддержкой напрямую к русскому народу.
Сторонники Майдана, в свою очередь, выражают осторожные надежды на стабилизацию ситуации. Они говорят, что, возможно, это прекратит массовые митинги сторонников федерализации и военные действия на Донбассе.
Между тем в большинстве семей уже привычно сделаны запасы непортящихся продуктов и собран так называемый «тревожный чемоданчик», в котором документы, лекарства, небольшой запас наличных денег. Многие навели справки у своих родственников в России или на Западной Украине, могут ли они переехать к ним — временно или постоянно — в случае перебрасывания военных действий на территорию Харьковской области.
Также широко обсуждаются условия перевода детей и подростков в детсады, школы и вузы в других регионах или даже странах. В ОВИРы — центры получения загранпаспортов — очереди выстраиваются с пяти утра, люди пишут номера на руках. В турагентствах резко вырос спрос на получение виз при общем падении спроса на турпоездки как таковые из-за роста курса доллара и евро. Надо отметить, что массовой эмиграции из Харькова пока не наблюдается, речь скорее идет о подготовке к худшему сценарию.
Политические разговоры ведутся сейчас везде, от рынков и остановок до офисов и школ. Дети на улице играют в «бандеровцев» и «ополченцев», в «Беркут» и баррикады.
А в Одессе, пятничная трагедия в которой стала очередным поворотным пунктом в новейшей украинской истории, непривычно тихо. Но о политике говорят все. Вполголоса.
По городу ползут панические слухи по самым незначительным поводам. Например: приехали на главную насосную станцию водопровода в 40 км от города ремонтники в оранжевых жилетках, заблудились — и тут же через соцсети и сарафанное радио начинается паника. Через полчаса полгорода лихорадочно набирает воду во все емкости, да так, что напора уже не хватает и на верхних этажах высоток советской постройки воды в кранах уже нет. И это только подогревает панику, вместе с плановым отключением воды в одном из спальных микрорайонов. Заодно сметают бутилированную воду с прилавков магазинов — «на всякий случай».
Тут же — расползающиеся слухи со ссылкой на «знакомых главного инженера порта» и других «знающих» людей о том, что через центр Одессы везут чуть ли не тонну взрывчатки. Постоянно всплывает непроверенная информация о разместившихся в том или ином санатории или на базе отдыха отряде вооруженных боевиков. Тут же говорят о том, что в больницах отменены все плановые операции — врачи якобы перегружены работой с раненными 2 мая
Киев: власти храбрятся, политологи недоумевают, горожане напряжены
<2>
Официальный Киев пока реагирует на заявления Владимира Путина аккуратно, но скорее скептически. Прежде всего Госпогранслужба Украины поспешила опровергнуть слова российского президента о том, что российские войска отведены от границы. «Мы по-прежнему фиксируем маневрирование российской военной авиации, техники, передвижение военнослужащих недалеко от украинской границы», — сообщили в пресс-службе ведомства.
А премьер-министр страны Арсений Яценюк после выездного заседания правительства в Харькове обратился к Путину лично.
«Владимир Владимирович, торговать воздухом как-то не к лицу вам как президенту большой страны», — заявил премьер.
Глава администрации президента Украины Сергей Пашинский тем временем заявил, что АТО продолжается и все «террористы в Славянске и Краматорске будут уничтожены или захвачены». Стоит отметить, что Путин потребовал от украинских властей прекратить «карательную операцию».
И.о. президента Александр Турчинов, лидер президентской гонки Петр Порошенко, а также его главный оппонент Юлия Тимошенко пока воздерживаются от комментариев.
А кандидат в президенты Украины от Партии регионов Михаил Добкин выразил надежду, что до гражданской войны в стране дело не дойдет. При этом ему сложно прогнозировать, состоятся ли президентские выборы. На него самого несколько раз нападали украинские националисты.
«Сегодня, с одной стороны, нет равных возможностей для всех участников кампании. А с другой стороны, гибнут люди от собственной армии и новых типов бандитов, которые сжигают людей и безнаказанно уходят с места преступления», — вспомнил кандидат в президенты трагедию в одесском доме профсоюзов, где сожгли активистов «антимайдана».
«Сегодняшнее заявление президента России направлено на попытку несилового регулирования ситуации. Это шанс сегодняшним киевским властям, которые не имеют достаточной легитимности на востоке и западе Украины и среди мировых геополитических игроков. С другой стороны, жест доброй воли со стороны России, которую постоянно обвиняют в поддержке референдума и вооруженных формирований. Это дает Киеву шанс убрать части переодетой в форму нацгвардии и неподготовленных в плане миротворческой деятельности националистов», — заявил Добкин.
В свою очередь, ветеран украинской политики Тарас Чорновил, известный умеренно националистическими взглядами, с настороженностью воспринимает предложения Путина. «Я не очень себе представляю, как Россия будет выходить из этой ситуации, — это выглядит мудро и здраво, но многие в России воспримут это как капитуляцию», — говорит Черновил, добавляя, что Путин пока не добился никаких политических успехов на востоке Украины, которые он может предъявить россиянам. «Это может выглядеть так, как будто он дает задний ход в отсутствие договоренностей с Украиной».
Он также считает, что Путин, возможно, хочет показать Западу, что не имеет влияния на сепаратистов. «Он призывает их прекратить, но они не прекращают», — рассуждает эксперт.
Тем временем блоги «евромайдана» в сети призвали украинских политиков не верить заявлением российского президента и продолжить «антитеррористическую операцию», однако выразили мнение, что главной причиной риторики Владимира Путина стала угроза экономических санкций со стороны Запада.
А пресс-секретарь «Правого сектора» (организация запрещена в России) Артем Скоропадский заявил «Газете.Ru» следующее: «На все заявления Владимира Путина нам глубоко плевать, потому что этот референдум совершенно незаконный, какого бы числа он ни проходил. Мы видели, как проводятся такие референдумы, на примере Крыма. Референдум вообще не возможен под дулами автоматов».
В свою очередь, украинские политологи спорят о том, свидетельствуют ли слова Путина как минимум о тактическом отступлении.
Директор украинского Института глобальных стратегий Вадим Карасев полагает, что на смягчение риторики Москвы повлияли последние успехи антитеррористической операции украинцев на востоке и усиление западных санкций.
«Владимир Путин видит, что центральная власть берет ситуацию на востоке под контроль, — утверждает эксперт. — Думаю, до 25 мая антитеррористическая операция закончится и оставшееся подполье не будет иметь массового характера. Путин и раньше говорил, что ситуация в Крыму другая. В Одессе «антимайдан» уничтожен. Значит, юга нет. А в Донецке и Луганске выступления сепаратистов носят вялотекущий характер арьергардных боев. Значит, надо начинать диалог с киевскими властями. А если и дальше не признавать выборы и новую власть, то не то что Запад получит Украину (как говорит Лавров), а Москва ее потеряет».
Президент компании Berta Communications политолог Тарас Березовец уверяет, что слова Путина — «это никакая не капитуляция». По мнению политолога, изначально референдум планировалось провести в трех украинских областях. «Но в Харьковской области реализовать этот сценарий не удалось, в том числе из-за противодействия местных властей. А создавать «Новороссию» в составе двух областей в планы Путина не входит», — подчеркивает эксперт. По его мнению, теперь российская власть будет работать «на срыв президентских выборов». Также, по мнению политолога, Путин хочет «оттянуть» введение третьего этапа санкций.
Политолог Алексей Блюминов добавляет: заявления Путина прозвучали потому, что повстанцам на востоке требуется «передышка». «У протестующих на востоке есть ряд серьезных проблем, которые затрудняют проведение референдума в указанные сроки», — подчеркивает он. Впрочем, эксперт не исключает, что Путин мог кулуарно договориться с самым рейтинговым политиком Украины Петром Порошенко том, что тот после победы на выборах попробует договориться с гражданами на юго-востоке страны и тем самым стабилизировать ситуацию.
В самом Киеве весь день было спокойно, но напряженно.
Непривычно мало людей даже на центральных улицах. После работы люди спешат в продуктовый магазин, а затем сразу домой.
32-летняя киевлянка Ольга говорит, что по возможности старается работать дома, а когда начальство просит приехать в офис, отправляется в дорогу на такси. «Боюсь общественного транспорта. Какая-то прямо паника, боюсь терактов в метро», — говорит она.
Несмотря на то что украинские власти дали митингующим на Майдане в Киеве и в других областях страны десять дней на то, чтобы либо записаться добровольцами в нацгвардию, либо разойтись по домам, Майдан в украинской столице продолжает жить своей жизнью. «Нас все равно не разгонят, сил не хватит, — говорит «Газете.Ru» 34-летний участник протестов из Черновцов Владимир. — Мы будем тут стоять до самых президентских выборов. Чтобы не было никаких манипуляций. А Турчинову бы не мешало перестать хорохориться».
На Майдане в цветочных клумбах стали выращивать редис. Жители палаточного городка рассказывают, что еды им пока хватает, хотя «если раньше свои деньги тратили только на сигареты», то теперь приходится все чаще кушать «за свои». «Киевляне про нас забыли. Обидно», — констатирует 46-летний майдановец из Чернигова Борис. «Многие тут открыто призывают ехать на Донбасс воевать. Извините, но за свободу Донбасса своей жизнью я платить не готов. Нам бы тут свою свободу отстоять», — добавляет он.
В палаточном городке сейчас живет совсем немного людей — несколько сотен. В основном это приезжие, у которых дома все равно никакой работы нет.
«Стыдоба уже здесь, — говорит 43-летняя учительница математики Наталья. — На Майдане сейчас живут совсем не те люди, которые сделали революцию. Те разъехались по домам или ходят на работу здесь, в Киеве. А тут — обычные маргиналы, которых не мешало бы разогнать сразу после того, как успокоят Донбасс. Сами-то они точно не разойдутся. Из сердца Украины Майдан из-за этих людей превращается во взрывоопасное место».
На въезде в Киев находится около девяти милицейских блокпостов. На каждом из них дежурят милиционеры. Проверяют все прибывающие в город автомобили и маршрутки. Блокпост на въезде в Киев из аэропорта Борисполь укреплен мешками с песком и бетонными блоками. Недалеко от него — импровизированное укрытие, где можно отдохнуть или вздремнуть. Здесь же палатка, полевая кухня, рядом — окоп. Примерно так сейчас выглядят все блокпосты вокруг Киева.