Вечером в центре Киева раздались выстрелы: члены «Самообороны» заблокировали здание кабмина, требуя уволить руководителя Государственной службы охраны Валерия Гелетея, который находится на этом посту еще со времен Януковича и якобы мешает активистам Майдана встречаться с министрами.
А днем Турчинов прямо связал активизацию ВС Украины с угрозой нападения со стороны России. Он признал, что силовики не справились с задачами «антитеррористической операции», то есть, по сути, с подавлением пророссийских активистов, и рассказал о формировании в регионах батальонов территориальной обороны. Центральные власти обязали губернаторов в деталях изучить планы защиты своих областей. Кроме того, Турчинов не исключил переброски войск из области в область.
Тем временем ситуация на востоке страны продолжает оставаться напряженной. Украинские власти опасаются новой волны выступлений пророссийских сепаратистов на майских праздниках. А лидеры самопровозглашенной «Донецкой народной республики» заранее объявили о бойкоте назначенных на 25 мая президентских выборов.
Пророссийские сепаратисты продолжают брать под свой контроль административные здания в Донецкой и Луганской областях. В Горловке захвачены мэрия и горотдел милиции, в Алчевске — мэрия. В городе Рубежное Луганской области власти предотвратили захват городской рады. Среди активистов были замечены «афганцы» и сотрудники СБУ, повязавшие, как и все, георгиевские ленточки. В Мелитополе (Запорожская область) чекисты задержали украинца, который, по их версии, пытался организовать беспорядки на Первомай для прикрытия захвата административных зданий.
За день до этого пророссийские ополченцы захватили ключевые административные здания в Луганске — самом восточном областном центре Украины. Под их контроль перешла областная администрация, прокуратура, СБУ, МВД и телерадиоцентр.
Таким образом, вооруженные люди находятся в 13 административных зданиях девяти городов Донецкой области, подсчитали в областном главке милиции. Остается захваченной Донецкая облгосадминистрация, вокруг здания баррикады. В Донецком горисполкоме до сих пор вооруженные люди в камуфляже. В штатном режиме, но под пристальным вниманием протестующих работают горисполкомы Краматорска, Горловки, Енакиево, Константиновки, Харцызска, Мариуполя и Макеевки. Власти же в течение всего дня проводили в Харькове аресты активистов движения «Юго-Восток», лидер которого Олег Царев во вторник объявил о снятии своей кандидатуры с президентских выборов.
«Самые основные структуры — СБУ, подразделения МВД в этих регионах — не способны выполнять возложенные на них обязанности по защите граждан, — признал Турчинов. — Более того, некоторые из этих подразделений либо способствуют, либо сотрудничают с террористическими группировками. В городе Славянске сконцентрированы группировки, полностью координируемые РФ. Это террористические и диверсионные группы. Они убивают и пытают людей, захватывают заложников, используют не только автоматическое оружие, но и пулеметы и так далее».
Резюмируя, Турчинов ужесточил риторику и пообещал провести полную люстрацию среди чекистов и милиции в восточных регионах.
«Мы уже заменили руководство СБУ в Луганской и Донецкой областях. Уже проведена замена руководящего состава спецподразделения «Альфа». Они не справились с поставленными заданиями. Но этого мало. Мы должны обновить все структуры и подразделения МВД и СБУ в этих регионах», — заявил и.о. президента.
По мнению киевского политолога, директора Института глобальных стратегий Вадима Карасева, для нынешних властей Украины военные маневры могут быть способом продемонстрировать свою способность удержать страну от хаоса.
«Сообщение о начале учений прозвучало одновременно с заявлением Турчинова, что власти не контролируют ситуацию на востоке, — объясняет Карасев. — То есть у государства сегодня отсутствует основной его признак — монополия на насилие. Причем не только на востоке, но уже и в центральных областях».
Карасев считает, что Киеву сейчас как никогда нужно показать, что он в силах справиться с ситуацией и, в частности, «не будет «сливать» восток, как Крым».
«Спасительным кругом в этой ситуации могут стать учения армии, — полагает Карасев. — Это наглядная демонстрация того, что власть в стране еще есть».
Киев бурлит
Это особенно важно, поскольку неспокойно и в Киеве. Минувшей ночью в городе произошло массовое побоище. В рукопашной сошлись активисты «Самообороны Майдана» и «Правого сектора» (организация запрещена в России). По словам очевидцев, с которыми удалось пообщаться «Газете.Ru», в драке принимали участие около 300 человек.
По одной версии, на «Самооборону Майдана» напали члены «Правого сектора», по другой, все было ровно наоборот. По версии «Правого сектора», когда они проходили факельным шествием памяти «Небесной сотни» через палаточный городок на Майдане, самооборонцы потребовали у активистов снять маски. Участники марша попытались прорваться. Маски они не захотели снимать, поскольку собирались отправиться на юго-восток бороться с сепаратистами и российскими военными. Активисты «Самообороны», в свою очередь, утверждают, что шествие было организовано ими и к нему попытались присоединиться радикалы, некоторые из них в состоянии опьянения. Самооборонцы попросили их не участвовать в марше, чтобы не дискредитировать его; завязалась драка. В ход пошли петарды, взрывпакеты, были слышны выстрелы из огнестрельного оружия.
Некоторые очевидцы рассказывают, что члены «Правого сектора» собирались отправиться пикетировать Верховную раду, требуя активизировать антитеррористическую операцию на востоке страны. Самооборонцы, опасающиеся провокаций, заблокировали проход колонны ПС (организация запрещена в России) на Институтской улице, а те попытались прорваться. Эту версию разделяет и политолог Сергей Гайдай, который стал очевидцем конфликта. По его словам, драку спровоцировали активисты ПС, которые собирались требовать от депутатов возобновления АТО.
Надо сказать, что конфликты между «Правым сектором» и «Самообороной Майдана» случаются регулярно. В состав последней входят не националисты-радикалы, а русскоязычные активисты (главным образом, киевляне), которые играли большую роль в организации безопасности на Майдане. Недовольство активистов из «Самообороны» вызывали и грабежи «Правым сектором» госдач и домов беглых чиновников, и пытки «подозреваемых» в подвале Украинского дома, и тот факт, что активисты ПС не покидают здание Киевской госадминистрации, хотя об этом их настойчиво просят чиновники. Удивление у активистов «Самообороны» вызывает и тот факт, что во время февральской бойни на Институтской не погиб ни один член ПС, хотя число жертв перевалило за сотню.
Члены «Правого сектора», в свою очередь, обвиняют активистов «Самообороны» в том, что они «сливают» революцию и излишне активно сотрудничают с временными властями. Самооборонцы, напомним, даже организовывают совместное с милиционерами патрулирование улиц центральных районов Киева по ночам.
Напряжение между двумя группами революционеров в камуфляже дошло до того, что они не общаются между собой и стараются лишний раз не показываться друг другу на глаза.
Политолог Алексей Блюминов прогнозирует, что конфликты на Майдане могут участиться. Главная причина роста напряженности в среде активистов, по его мнению, состоит в том, что киевляне перестали поддерживать Майдан продуктами и финансированием. Горожанам не нравится, что люди в камуфляже не записываются в Нацгвардию и не хотят ехать «помогать патриотам» на востоке страны. Активисты, в свою очередь, уверены, что нужно оставаться в Киеве, дабы воспрепятствовать «контрреволюции», которую якобы затеяли новые киевские власти. «Без пакета с едой на Майдане показываться уже опасно даже туристам», — говорит Блюминов.
А днем в среду недовольные нерешительностью центральных властей в деле борьбы с сепаратистами сторонники «евромайдана» пикетировали администрацию президента. Они принесли плакаты с надписями «Кто защитит украинцев в Луганске?», «Хватит сливать Луганск!», «Луганск – это Украина».
Политолог Андрей Дорошенко полагает, что в ближайшее время властям будет крайне тяжело работать «в условиях хаоса, в условиях юридического нигилизма, в условиях, когда по Украине бродят вооруженные банды политических активистов». По его словам, даже выборы провести будет довольно проблематично. «Нет гарантии, что, проиграв, определенная сторона признает эти выборы, а соответственно, и те избиратели, которые проголосуют за такого кандидата, который проиграл, поддержат обнародованные результаты», — говорит Дорошенко.
И напоминает о том, что власть собирается провести референдум. «Одни будут голосовать за унитарное государство, другие будут голосовать за федеративную республику, третьи будут голосовать за децентрализацию. И я боюсь, что все это может закончиться перестрелками на улице», — подчеркивает политолог.
Украинский журнал «Корреспондент» между тем анонсирует очередное «вече» на Майдане — на этот раз для «народного трибунала над Турчиновым».