Помимо пяти существующих видов муниципальных образований появятся еще два уровня: районный и городской. Райдумы избирают жители. Далее депутаты дум избирают из своего числа главу района и на конкурсе определяют районного сити-менеджера.
Городская дума формируется из депутатов районных дум. Они избирают главу города из своего числа и на паритетных началах с губернатором входят в комиссию по назначению городского сити-менеджера. Реальная власть должна сосредоточиться именно в его руках.
Также региональные власти получают право досрочного прекращения полномочий главы города и городской думы. Оппоненты поправок видят главные недостатки реформы в ликвидации прямых выборов и дальнейшем усилении вертикали власти.
Авторы инициативы обещают, что насильственного насаждения реформы не будет – решения об отмене прямых выборов примут региональная власть и органы местного самоуправления.
Символично, что поправка прошла за неделю до Дня местного самоуправления, который отмечают 21 апреля.
На пленарном заседании в Думе единоросс Виктор Кидяев перечислил недочеты текущей системы МСУ: слабое представительство на местном уровне, малое количество депутатов на жителей, французский и американский опыт непрямых выборов. Примечательно, что Кидяев охарактеризовал реформу как полностью соответствующую Европейской хартии местного самоуправления. При этом в хартии ясно прописано верховенство прямой демократии, а не двухступенчатая система выборов.
Анатолий Грешников из «Справедливой России» указал на неэффективность института сити-менеджеров, регулярно снимаемых за воровство и неэффективность.
«Это не просто вызовы народовластию, это похороны демократии, всей нашей партийной системы. Не лучше ли пойти по пути обеспечения МСУ хорошими налогами, акцизами, управлением экономики, а не тем, чтобы кроить систему выборов под одну партию», — говорит он.
Против института сити-менеджеров накануне выступил Минфин. Ведомство предлагало депутатам оптимизировать бюджетные расходы, введя совмещение постов мэров и глав местных администраций.
Сергей Катасонов из ЛДПР указал на то, что укрупнение городских округов, наоборот, сократит количество депутатов в некоторых регионах.
Единоросс Ахмат Эркенов пожаловался на кадровый голод в регионах. Коммунист Сергей Федоткин поинтересовался, сможет ли народ прокормить очередное увеличение депутатского корпуса «на своей шее», что вызвало обиду у единоросса Александра Хинштейна. Евдокия Бычкова из СР спросила, может ли субъект оставить старую систему МСУ. Сергей Каргинов из ЛДПР попросил продлить срок принятия поправок.
Кидяев оппонировал: полномочий и денег у местной власти будет больше; в регионах горячо одобряют реформу; финансовые затраты небольшие (многие депутаты будут работать на общественных началах); в субъектах сами решат, нужно ли им вводить реформу.
Дмитрий Гудков первым из депутатов вспомнил Украину. «В российской Конституции четко определено, что власть принадлежит гражданам. К сожалению, в вашем законопроекте депутатам дается право отменить выборы, — разъяснял депутат. — Чем российские граждане хуже украинских? Мы от Украины требуем федерализации — прямые выборы мэров, губернаторов, а здесь отменяем».
Кидяев заученно повторял те же аргументы: Европейская хартия и поддержка регионов.
Коммунист Николай Коломейцев вспомнил о задолженности регионов, а его коллега Валентин Шурчанов предложил обеспечить муниципальным депутатам нормальные условия работы.
«Нет сильного мэра, нет и сильного субъекта», — раскритиковал реформу Шурчанов.
С думской трибуны поправки помимо единороссов поддержали только «жириновцы».
России нельзя обойтись «без сильной централизованной власти», заявил либерал-демократ Сергей Каргинов. Он выразил удивление, что систему назначенцев сегодня не приемлют коммунисты, ведь она списана с советской.
«Люди устают от выборов, люди не хотят выборов, лучше, когда идут политические партии», — заявил Каргинов, вспомнивший низкую явку на местных выборах.
Главный лоббист реформы Вячеслав Тимченко заверил, что поправки не нарушают принципы Конституции и демократии, а дают регионам возможность определить оптимальную систему МСУ. Тимченко пообещал делегирование местной власти новых финансовых рычагов и полномочий.
«История России знала периоды непрямых выборов представительных органов власти и местного самоуправления — реакции при царе-батюшке и диктатуре пролетариата первых годов советской власти, — размышлял эсэр Михаил Емельянов. — Но мы, по-моему, находимся не в таком периоде, чтобы закручивать гайки… Этот законопроект послужит дальнейшей бюрократизации местного самоуправления».
Политолог Алексей Макаркин прогнозирует снижение политической активности вследствие реформы.
Ранее, рассуждает эксперт, на выборах мэра еще сохранялась реальная конкуренция. В Екатеринбурге победил Евгений Ройзман, в Петрозаводске — представитель «Яблока» Галина Ширшина, а коммунист Анатолий Локоть — в Новосибирске.
«Оппозиция может найти сильного кандидата на прямых выборах, но вряд ли пройдет двухступенчатый фильтр», — уверен Макаркин.
К назначенным же депутатами и губернаторами мэрам доверие людей будет меньше. В итоге федеральная и региональная власть получит желанное ослабление оппозиции, с одной стороны, с другой — снижение легитимности и чехарду мэров-назначенцев и неэффективных сити-менеджеров.