Президенты России и США, естественно, обсуждали последние события на Украине.
«Протестные выступления в Донецке, Луганске, Харькове, Славянске и других городах украинского юго-востока – результат нежелания и неспособности руководства в Киеве учитывать интересы русского и русскоязычного населения», – заявил Путин в разговоре с Обамой.
Президент России призвал коллегу «максимально использовать имеющиеся у американской стороны возможности, чтобы не допустить применения силы и кровопролития».
Версия разговора Путина и Обамы по версии Вашингтона несколько отличается.
Как сообщила пресс-служба американской администрации, «президент США выразил глубокую озабоченность поддержкой вооруженных пророссийских сепаратистов со стороны российского правительства, которые угрожают саботажем и дестабилизацией работе украинского кабмина».
«Глава Белого дома подчеркнул, что нерегулярные силы в стране должны сложить оружие, и призвал президента Путина использовать свое влияние на вооруженные пророссийские группы, чтобы убедить их покинуть здания, которые они захватили», – цитирует содержание разговора американская сторона.
Это первый разговор глав двух стран за последние две с половиной недели. Инициирован он был президентом России, как утверждают в Вашингтоне.
Все выходные на встречах в американском Белом доме обсуждались новые кандидатуры для санкций. «Среди них Игорь Сечин, давний соратник Путина и глава «Роснефти», крупнейшей государственной нефтяной монополии, которая имеет совместный проект с ExxonMobil», – пишет во вторник The New York Times.
Американские меры воздействия также могут затронуть по меньшей мере «еще один российский (финансовый) институт, который воспринимается как часть сети, которая оказывает Путину поддержку», отмечает газета.
По сведениям газеты, юристы ExxonMobil уже изучают последствия возможного введения санкций против вице-премьера Сечина.
«Принимая во внимание, что запретительные меры затронут персонально его, а не руководимую им компанию, многие эксперты говорят, что санкции лишь создадут трудности логистического характера, поскольку Сечин не сможет летать в США для встреч с партнерами из ExxonMobil», – поясняет издание.
Главным же теперь для администрации Обамы становится вопрос, насколько быстро следует вводить новые санкции против Москвы: в Белом доме спорят, стоит ли это делать, например, еще до намеченной на четверг встречи в Женеве представителей России, новых властей в Киеве, ЕС и США, или же все-таки стоит подождать, какие конкретные итоги могут принести эти переговоры.
При этом ранее в Вашингтоне неформально говорилось, что иллюзий в отношении их возможной результативности не испытывают. Кстати, именно в четверг, 17 апреля, российский президент проводит «прямую линию» общения с согражданами.
Еще за несколько часов до телефонного разговора Обамы и Путина Белый дом вынужден был признать факт визита в Киев директора ЦРУ Джона Бреннана.
О нем говорил в неожиданном заявлении, показанном по российскому телевидению, Виктор Янукович. «Киев посетил директор ЦРУ, который встречался с (министром внутренних дел) Аваковым, (и.о. президента) Турчиновым. После этих встреч было принято решение о проведении силовых акций (на юго-востоке Украины)», – заявил он в Ростове-на-Дону вечером в воскресенье.
Почти сразу ЦРУ сделало заявление, в котором дистанцировалось от попыток увязать Вашингтон и возможные действия новых властей в Киеве против пророссийских протестующих.
Тем не менее пресс-секретарь Барака Обамы в понедельник признал, что глава ведомства все-таки находился в минувшие выходные в столице Украины.
Джей Карни при этом подчеркнул, что «визиты высокопоставленных лиц разведывательных органов являются стандартным средством для укрепления взаимовыгодного сотрудничества». Пресс-секретарь Белого дома также напомнил, что подобного рода встречи не раз проводились между Россией и США после окончания «холодной войны».
«Российские и американские чиновники контактировали на протяжении многих лет, и было бы абсурдом предполагать, что встреча американских представителей со своими коллегами в Киеве преследовала какие-либо иные цели», – добавил официальный представитель Обамы.
Между тем России грозят новые санкции и по линии Евросоюза.
Решение заморозить активы и ввести запрет на въезд еще для нескольких россиян было принято в Люксембурге на встрече министров иностранных дел стран ЕС, которая состоялась в понедельник. При этом глава европейской дипломатии Кэтрин Эштон отказалась конкретизировать как количество, так и конкретные имена тех, против которого могут быть направлены новые санкции.
В любом случае Брюссель пока не заводит разговор о новых способах воздействия на российскую экономику или отдельные ее сектора, то есть Евросоюз по-прежнему относится к введению новых запретительных мер против Москвы более осторожно, чем США.
Тем не менее в Вашингтоне полагают, что ЕС в конечном итоге поддержит более болезненный для Москвы план. «Они осознают, что, если русские продолжат усугублять текущую ситуацию либо вторгнутся (на территорию юго-востока Украины), нужно, чтобы последовал жесткий ответ», – заявил в интервью The Wall Street Journal на условиях анонимности источник в администрации Обамы.