Пленарное заседание Парламентской ассамблеи Совета Европы началось в Страсбурге утром в четверг. Главным вопросом повестки дня было принятие решения о санкциях в отношении России из-за позиции Москвы по украинскому вопросу.
Уже с самого начала стало понятно, что радикальный сценарий — полное исключения делегации РФ из Совета — не будет реализован.
Однако по-прежнему оставалась интрига: каким будет характер антироссийских санкций в окончательной формулировке членов ассамблеи? Накануне сессии представители Великобритании и Дании Роберт Уолтер и Майкл Ааструб Йенсен предложили два варианта — соответственно полностью лишить российскую делегацию полномочий до конца года или лишить права голоса на одну сессию.
Впрочем, российская сторона устами главы делегации РФ в ПАСЕ Алексея Пушкова дала понять, что не будет цепляться за членство в ассамблее и работать в условиях штрафных санкций и ограниченных полномочий.
«Было высказано предложение лишить Россию права голосовать, права быть представленной в постоянном комитете, в президентском комитете, бюро ассамблеи и в миссиях наблюдателей, — заявил Пушков незадолго до вынесения вердикта. — Если это будет поддержано пленарной ассамблеей, то деятельность России в ПАСЕ в таких условиях лишена смысла»
В знак протеста делегация не стала принимать участия в заседании.
«Делегация РФ в ПАСЕ сама отказалась от участия в дискуссии по России и отказалась находиться в зале на проходящем здесь параде русофобии», — заявил Пушков.
В результате ассамблея проголосовала за компромиссный по жесткости сценарий: Россию лишили права голоса и отлучили от работы в руководящих органах ПАСЕ, однако она по-прежнему может принимать участие в сессиях.
В след за этим, как и обещал Пушков, российская делегация досрочно — в знак протеста — покинула апрельскую сессию ПАСЕ.
«Мы оставляем за собой право рассмотреть вопрос о дальнейшем участии в деятельности организации», — подчеркнул Пушков, прозрачно намекнув тем самым на то, что Россия может добровольно отказаться от членства в Совете Европы.
В беседе с «Газетой.Ru» член российской делегации в ПАСЕ, первый зампред комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников сказал, что итог заседания мог быть куда жестче.
«Это самое мягкое решение, которое могло быть, — заявил он. — Мы не можем голосовать, но все же можем участвовать в заседаниях, в информационной войне».
По мнению Калашникова, своим решением Европа показала, что для нее свобода слова не является настоящей ценностью.
«Для чего вы на весь мир кричите о свободе слова для всех — даже для национал-фашистских партий, но в то же время лишаете права голоса депутатов, политиков и журналистов? Значит, свобода слова не является для вас такой ценностью, как вы говорите о ней, защищая Магнитского, Pussy Riot и Ходорковского», — отметил парламентарий.
ПАСЕ уже не раз критиковала России как за конкретные действия на международной арене, так и за отдельные аспекты внутренней политики.
Так, 28 января 2009 года ассамблея приняла резолюцию с грузинской поправкой, которая осуждает признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии.
В начале октября 2012 года в ПАСЕ обсудили доклад по обязательствам России перед Советом Европы. В ответ на жесткий в отношении Москвы проект рекомендации по докладу председатель Госдумы Сергей Нарышкин отказался от участия в пленарной сессии ассамблеи.
2 октября 2012 года ПАСЕ приняла резолюцию о продлении процедуры мониторинга. В ней отмечается, что в России до сих пор формально не отменена смертная казнь, не расследованы в должной мере случаи нарушений прав человека на Северном Кавказе, российские войска не выведены из Приднестровья, Южной Осетии и Абхазии, в стране не разрешаются гей-парады и принимаются законы о запрете так называемой пропаганды гомосексуализма.
Кроме того, в резолюции осуждались лишение депутатских полномочий в Государственной думе Геннадия Гудкова без судебной процедуры, поправки, внесенные в законы о проведении массовых мероприятий и о некоммерческих организациях, а также чрезмерно суровый приговор по делу Pussy Riot.
Однако права голоса Россию на ассамблее лишали лишь один раз — в апреле 2000 года в связи с контртеррористической операцией в Чечне.
Тогда делегация России также покинула зал ПАСЕ и отказалась от участия в работе, пока ее полномочия не будут восстановлены. В январе следующего года ассамблея высказалась за возвращение российских парламентариев в Страсбург и делегация возобновила работу.
Парламентская ассамблея Совета Европы — это площадка для диалога с представителями европейских структур, и встает вопрос — относим ли мы себя к европейской цивилизации или мы какая-то Азиопа, комментирует итоги сессии ПАСЕ замруководителя Центра политических технологий Алексей Макаркин.
«Если более реален последний вариант, зачем вообще нам ПАСЕ, где много говорят о правах человека, которые нам все меньше нравятся?» — задается вопросом политолог.
«Если мы окончательно уйдем из ПАСЕ, простые граждане могут ничего и не заметить. Но мы же не хотим быть на одной ступени с режимом Лукашенко, а напротив, хотим, чтобы какие-то контакты были, потому что нам не хочется быть уж совсем в Белоруссии», — говорит Макаркин.
Источники в российских властных структурах говорят, что сама Россия выходить из ПАСЕ не собирается.
«Европа — это мы тоже», — говорят они. Парламентскую ассамблею они характеризуют как не самый важный орган Европы, во всяком случае менее важный, чем Совет Европы или Европарламент, где принимаются юридически обязывающие акты. Однако в Москве исходят из того, что и дискуссии в ПАСЕ могут быть важны для донесения своей позиции.
Россия не планирует полностью ориентироваться в своей политике лишь на Сеул, Токио или Пекин, подчеркивают в российских властных кругах.
При этом уточняется, что идея новых санкций в отношении России будоражит западный мир. «Они заводятся от этой идеи», — говорят источники.
Они не исключают, что американцы «со злости» могут сорваться на новые санкции в отношении России и даже попытаться убедить в этом Европу, чтобы на этом фоне выбить больше преференций в рамках соглашения по трансатлантическому партнерству, ключевому документу, который должен определить принципы взаимодействия США и Евросоюза.