Это не первая волна ожиданий отставок в кабмине, но в данном случае приводятся три аргумента.
Первый: на волне популярности, которую получил Владимир Путин после Крыма, нужно стремительно двигаться дальше.
Но все же не в Донецк или Луганск, во всяком случае пока, а хотя бы внутрь собственной страны.
Второй: ситуация в российской экономике — сама по себе плюс санкции за присоединение Крыма — ухудшается столь стремительно, что президент не может позволить себе и дальше иметь сугубо «технический» кабинет.
Причина третья: 17 апреля завершается конкурс на должности судей объединенного Верховного и Высшего арбитражного суда. Председателем вновь прочат нынешнего премьера...
Отставят — не отставят
Обсуждается два сценария: либо заменят нескольких особо слабых и надоевших министров, либо перемены коснутся всех, включая премьера.
«Сейчас очень удобное для этого время, — убежден один из источников «Газеты.Ru». — Рейтинг Путина на волне крымских событий достиг небывалых высот. Президенту нужно двигаться дальше. Самое удобное время для отставок: конец апреля — начало мая. То есть после отчета правительства (состоится 22 апреля) и в районе майских праздников: в Москве никого нет, все на отдыхе или на грядках, а Дума примет сейчас все, что ей предложат».
После Крыма многие действительно заговорили, что Путину нельзя сбавлять набранный темп, а ситуация в экономике уже такова, что нужны действия, к коим нынешний кабинет министров решительно не способен.
Есть еще повод поменять разом всех.
17 апреля завершается конкурс на должности судей для объединенного Верховного и Высшего арбитражного суда. Однако источники внутри судебных органов говорят: часть судей не хотят переезжать в Петербург, и судейский корпус в связи с этим может сильно обновиться.
Другая причина — судьи не знают, с кем им придется работать, поэтому подача заявок затягивается до прояснения имени начальника. По этой версии, отставка правительства должна и вовсе состояться не позднее следующей недели, чтобы судьям успели сказать про Медведева.
Другой источник «Газеты.Ru», принадлежащий к российской властной верхушке, согласен, что у действующего правительства минусов больше, чем плюсов. Но есть одно «но»: слово, данное Путиным Медведеву, что быть ему премьером до 2018 года.
А президент не любит нарушать собственные обещания.
«Путин действительно устал от него, — говорит источник, имея в виду премьера. — Он его раздражает. Но Путин вряд ли будет его сейчас менять. Да и какой пост можно предложить взамен? Разве что давно обсуждающийся пост главы Верховного суда? Но и тут вопрос: доверит ли Путин Медведеву всю судебную систему?»
В пользу того, что премьера Путин менять не будет, говорят еще два обстоятельства.
Во-первых, едва не половину полномочий правительства Путин уже замкнул на себя. Это и регулярные встречи с министрами, и контроль за исполнением собственных майских указов, которые исполняются из рук вон плохо (некоторые, впрочем, считают, что они вообще не могут быть реализованы, поскольку плохо проработаны изначально).
То есть насущной необходимости усиливать правительство вроде как и нет.
То же говорят источники «Газеты.Ru» в правительстве. «Претензии президента к правительству носят абсолютно рабочий характер, что нормально. И лучшим доказательством того, что президент доверяет Медведеву, является недавняя поездка всего правительства в Крым».
Что же касается отдельных министров, которым прочат скорую отставку, то и здесь источник убежден: «Их «снимают» каждый день, но можно почти не сомневаться, что на своих должностях они еще переживут нас с вами».
Во-вторых, санкции против России, внешние угрозы и враги — весьма удобный канал для отвода «народного гнева». Продолжающиеся баталии с НАТО, Евросоюзом и США, нестабильная обстановка на Украине вкупе с приближающимися там выборами — способ переключить общественное внимание на внешние факторы, получив вновь передышку с решением проблем внутренних.
Кто, если отставят
Если все же предположить, что Путин решит «сейчас или никогда», и примет решение менять весь кабинет, кто может заменить Медведева? В реальности таких людей совсем немного, потому что они должны отвечать ряду требований, едва не взаимоисключающих.
Во-первых, человек должен быть надежен лично для Путина. То есть не создавать даже потенциально минимальной угрозы амбициям самого президента. Во-вторых, человек должен одновременно что-то собой представлять. То есть качественно тянуть на себе экономический блок да к тому же в условиях ухудшающейся ситуации. И последнее.
Не имея политических амбиций, он должен все же быть опорой президенту.
Грубо говоря, Путин должен понимать, что он может отдать на несколько часов премьеру не только ядерную кнопку, но и всю систему власти. И проснувшись, быть уверенным, что система пребывает в добром здравии и радуется возвращению Путина.
Таким человеком мог бы быть какой-нибудь надежный технократ с опытом хозяйственных достижений. Амбициозный, но в меру. Стопроцентно принадлежащий системе, то есть знающий и принимающий ее правила. И одновременно способный заставить эту систему хоть немного двинуться вперед к вящему удовольствию сторон: населения и самой системы.
Спекуляции идут по-прежнему вокруг трех имен: Алексея Кудрина, Игоря Шувалова и Сергея Собянина.
Про первого все говорят, что он аккуратен и технократичен, но воз целого правительства не потянет. Про второго — что хотя в целом он соблюдает правила игры, но может все же затеять и свою комбинацию.
Третий, очевидно, мог бы отвечать главным критериям Путина, однако еще не очевидно, позволит ли Кремль нарушить спокойствие в Москве, завоеванное дорогой ценой. И хотя сейчас все выглядит тихим и мирным, а основные угрозы нивелированы, кто знает, чего ожидать от этих «зажравшихся москвичей» и к чему их может толкнуть пример Украины. Пока вроде больше пугает, чем влечет.
Но кто знает, как отреагируют креаклы, если дело коснется не украинцев, а самих жителей российской столицы.
На это, впрочем, есть и контраргумент: в Москве сейчас все так тихо, что если уж совершать политические манипуляции, то срочно и сейчас. Если Москву непременно нужно осчастливить новым мэром, лучше это сделать, пока все гарантированно спокойно.
Против всех трех упомянутых фамилий есть и другие возражения.
Например, переход Собянина или возвращение Кудрина в правительство не устроит ряд высокопоставленных кремлевских чиновников, и они постараются всеми возможными способами донести свое беспокойство до президента.
Что касается Шувалова, то к нему испытывает неоднозначное отношение часть крупного бизнеса, который тоже постарается включить свои лоббистские возможности, чтобы не допустить такого сценария.
Против версии ухода премьера говорит и классика жанра.
Известно, что как только изменения происходят на самых верхах, все бросают повседневные обязанности и либо ждут, кто придет, либо усиленно толкают «своих». Процесс занимает два-три месяца минимум, пока не сформируется новая команда и не станет понятен ее стиль.
Вряд ли Путину в нынешней ситуации нужна пауза в работе почти на квартал, особенно в канун выборов на Украине, где ситуация предельно волатильна. С другой стороны, большую часть работы все равно делает он сам. Или не делает никто. Так что риски не особо возрастают.