Вице-премьер Украины Виталий Ярема в пятницу заявил о намерении сократить военно-техническое сотрудничество с Россией. «Мы сегодня активно сотрудничаем с Российской Федерацией в сфере военно-промышленного комплекса и ракетно-космической отрасли. У нас очень много предприятий осталось со времен СССР, и резкое прекращение сотрудничества с Россией — оно параллельно вызовет закрытие предприятий и безработицу», — сказал Ярема.
По его словам, резкого сворачивания сотрудничества между Москвой и Киевом в сфере ВПК все же ждать не стоит.
По данным аналитиков, на Россию, Казахстан, Белоруссию и Азербайджан приходится примерно 30% украинского экспорта.
В своем выступлении вице-премьер Ярема отметил, что предприятие «Мотор Сич», которое выпускает двигатели для российских военных и транспортных вертолетов, по-прежнему продолжает поставку своей продукции в Россию.
Пока расположенные в материковой части Украины предприятия ВПК продолжают сотрудничество с российским оборонным комплексом, однако вероятность того, что сотрудничество с ВПК России будет прервано, существует, считает глава Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко.
«Если разрыв будет полный, это создаст определенные трудности — например, в получении запчастей для ракеты «Сатана», — говорит эксперт, отмечая, однако, что эти стратегические ракеты в ближайшие пять-шесть лет будут сняты с вооружения и заменены новым типом твердотопливных ракет.
Найти альтернативу «Мотор Сич» сможет российское предприятие «ОАО Климова», которое также изготавливает авиационные двигатели.
В то же время член Ассоциации военных политологов Александр Перенджиев считает, что отказ от сотрудничества с Украиной «будет серьезным ударом» для российской стороны. «У нас серьезные налаженные связи, и замену будет провести трудно», — говорит эксперт.
Впрочем, по его мнению, «российский ВПК сможет пережить эту боль» и будет искать партнеров не только в соседней Белоруссии, но и на «нетрадиционных» направлениях — в таких странах, как Индия и Южная Корея.
«Все будет зависеть от того, как сработают менеджеры нашего ВПК», — считает эксперт.
Перенджиев напоминает, что для самой Украины полный разрыв связей с российскими оборонными предприятиями чреват социальным взрывом в преддверии президентских выборов: «От этого пострадают трудовые коллективы, и люди останутся без зарплаты, а Украина и так находится в сложном состоянии», — отмечает политолог.
Несмотря на возможную потерю связей с украинским ВПК, российские военные активно собираются использовать мощности ВПК Украины, сообщил глава Минобороны Сергей Шойгу на коллегии министерства.
Шойгу рассказал, что российские военные провели оценку состояния предприятий ВПК, которые будут задействованы в размещении государственного оборонного заказа России, на коллегии Минобороны в четверг.
«Уже проведена оценка их состояния и выработаны предложения по рациональному использованию, совместно с органами государственной власти организована работа по перерегистрации и лицензированию», — сказал министр на открытой части коллегии Минобороны.
Шойгу пояснил, что речь идет о предприятиях радиоэлектронной, авиационной и судостроительной промышленности.
В настоящее время на территории Украины находятся 13 предприятий ВПК Украины, среди них такие крупные предприятия, как завод «Фиолент», производящий системы автоматизированного управления для кораблей. Завод активно продает свою продукцию на рынках иностранных государств и является партнером немецкого предприятия Schneider Electric.
Еще одна крупная компания «Севастопольское авиационное предприятие» ремонтирует боевые вертолеты для Украины, а также таких стран, как Афганистан, ЮАР и Вьетнам.
Однако, по словам одного из российских инженеров-специалистов, знакомого с состоянием предприятий ВПК, многие украинские предприятия, расположенные на территории Крыма, «пришли в запустение» и требуют больших вложений.
Эксперт сказал, что гораздо лучше дела обстоят на судоремонтных заводах, которые и до вхождения Крыма в состав России принадлежали Черноморскому флоту России.
До присоединения Крыма к РФ все расположенные в Крыму предприятия оборонного комплекса входили в состав государственной компании «Укроборонпром», руководство которой еще в начале конфликта в Крыму призывало украинские спецслужбы воспрепятствовать национализации украинских оборонных предприятий в Крыму.