«Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение начать процедуру выхода из СНГ», — сказал на пресс-конференции в среду вечером секретарь СНБО Андрей Парубий.
За несколько часов до этого директор департамента информационной политики МИД Украины Евгений Перебийнис заявлял лишь о том, что официальный Киев отказывается от председательства в СНГ в 2014 году. Днем ранее Перебийнис отметил, что СНГ вместо реализации основных задач превратилось в «инструмент реализации интересов отдельных членов Содружества, в частности Российской Федерации».
Резкое охлаждение отношений Украины к СНГ на фоне ситуации с Крымом стало очевидно еще на прошлой неделе.
Тогда глава МИД России Сергей Лавров сказал, что украинская сторона отказалась провести встречу замруководителей дипломатических ведомств в Минске перед саммитом СНГ.
На практике выяснилось, что механизм СНГ не помог Украине в «цивилизованном отстаивании» территориальной целостности, хотя эта страна была одной из основательниц СНГ по итогам подписания Беловежского соглашения в 1991 году.
При этом Киев не ратифицировал Устав СНГ и де-юре является государством-участником, а не членом Содружества.
Возможный выход Украины — не первое громкое «хлопанье дверями» в СНГ.
В 2008 году о выходе из Содружества заявила Грузия, официально «развод» оформили в 2009 году. С августа 2005 года Туркмения вышла из действительных членов СНГ и перешла в ассоциированные члены-наблюдатели.
Президент России Владимир Путин еще в 2005 году заявил, что каких-то особых достижений в сфере экономики, в политической и военной областях от СНГ можно не ждать. «Если в Европе страны в рамках ЕС работали совместно для объединения, то СНГ создавалось для цивилизованного развода (после распада СССР)», — говорил тогда глава российского государства.
На сегодняшний день СНГ исчерпало себя как площадка и «трактуется многими игроками как остаток имперского образования, где пляшут под московскую дудку», отмечает директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве России Павел Салин.
В то же время, он отмечает, что «проектом Москвы» СНГ было в 1990-е годы, а сегодня эта структура исчерпала свое назначение.
Сам по себе выход Украины из Содружества создает «информационный резонанс, который многократно перекроет резонанс от возможности использовать председательство как площадку для продвижения своих тезисов», уверен эксперт.
Политолог Ростислав Ищенко, в свою очередь, видит в отказе Украины от председательства «пропагандистский шаг».
Сегодня значение СНГ уже «просто формат поговорить», считает эксперт, однако Содружество все равно сохраняет целый комплекс многосторонних соглашений. По мнению Ищенко, Украина все же могла бы воспользоваться СНГ «для политического диалога» с Россией.
Пока же новые власти в Киеве, похоже, ищут и другие способы сокращения диалога между гражданами Украины и РФ.
Помимо заявления о начале процедуры выхода из СНГ, по итогам заседания СНБО в среду министерству иностранных дел Украины было также поручено ввести визовый режим с Россией. Правда, уже в четверг премьер-министр Яценюк призвал не торопиться в этом вопросе.
По словам секретаря СНБО Парубия, которые приводит «Украинская правда», кабмин должен будет «неотложно обратиться к ООН относительно определения территории Крыма демилитаризированной зоной и предпринять исчерпывающие меры относительно того, чтобы Автономную Республику Крым покинули войска Российской Федерации».
Помимо этого украинскому правительству поручено «подготовить договор для передислокации военных частей и подразделений из оккупированной территории Крыма и размещении их на континентальной части Украины», заявил секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины.