Когда на фоне кризиса в отношениях России с новыми властями в Киеве зашла речь о вхождении Крыма в состав РФ, мало кого удивило, что положение Севастополя — базы Черноморского флота — в новой конфигурации обговаривается особо.
История уникального статуса этого города в составе СССР берет отсчет в 1948 году, когда порт стал городом республиканского подчинения в составе РСФСР.
Этот же статус он сохранил после передачи в 1954 году в состав УССР.
Согласно постановлению Верховного Совета РСФСР, это было сделано, «учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР». В ЦК полагали, что переподчинение позволит динамичнее развиваться производственному комплексу полуострова.
«Это решение было принято с очевидными нарушениями действовавших даже тогда конституционных норм. Вопрос решили кулуарно, междусобойчиком. Естественно, что в условиях тоталитарного государства у жителей Крыма и Севастополя ни о чем не спрашивали. Просто поставили перед фактом», — раскритиковал Владимир Путин это решение во время обращения к Федеральному собранию на этой неделе.
Ранее эксперты ссылались на неясный статус Севастополя, утверждая, что УССР официально была передана лишь Крымская область.
В 1992 году Верховный Совет РСФСР отменил данное постановление как принятое с нарушением тогдашних норм Конституции. <2>В июле 1993 года Верховный Совет уже Российской Федерации принял постановление о «статусе города Севастополя» с целью подтвердить его «российский федеральный статус», однако юридических последствий это постановление не имело.
Эксперт Ассоциации военных политологов Александр Перенджиев видит в разделении субъектов — Крыма и Севастополя — при вхождении их в состав России попытку создания «двух линий обороны». Таким образом, даже если предположить, что Россия каким-то невероятным образом потеряет Крым (или сделает его автономией), то Севастополь и Черноморский флот Москва не отдаст.
«Задача состоит в том, чтобы не потерять Севастополь и Черноморскую базу при любом раскладе», — акцентирует внимание политолог.
Кроме того, административное разделение поможет с точки зрения системы управления и финансирования региона, полагает Перенджиев. России будет проще регулировать финансовые потоки и отделять транши на полуостров от целевых дотаций Севастополю. Как и в советскую эпоху, финансирование отдельной строкой позволяло городу иметь лучшее снабжение и большее внимание со стороны властей.
«Нужно более четкое финансирование Севастополя и базы. А все остальное дотирование — инфраструктуру, курортную зону, винодельческую отрасль, промышленность полуострова — надо отделить», — развивает мысль военный эксперт.
Он отмечает и разный социальный и психологический климат в Севастополе и Крыму.
В первом живут в основном военные пенсионеры и семьи моряков, так что, возможно, у Севастополя будет отличаться и социальная политика.
Еще до отделения Крыма одним из важнейших вопросов кризиса в регионе стало стало будущее Военно-морских сил Украины. После того как новые власти полуострова решили национализировать все имеющиеся в порту корабли, Киев начал передислокацию кораблей на Одесскую военно-морскую базу.
Однако с выходом кораблей из Севастополя возникли проблемы — премьер-министра Крыма Сергей Аксенов отказался выпускать корабли из порта. Экс-командующий Черноморским флотом адмирал Владимир Комоедов заявил, что 20 боевых кораблей ВМС Украины могут войти в состав российского флота.
Штурм базы ВМС Украины в среду, вероятно, ускорит развитие событий.
В любом случае, настаивают эксперты, сохранение Севастополя позволит лучше развивать торговый и военный флот, модернизировать судостроительную и судоремонтную систему.
В свою очередь глава Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко видит в присвоении Севастополю статуса отдельного субъекта признание его «исторической значимости». Эксперт солидарен с Перенджиевым: вхождение Севастополя в состав России укрепит силы Черноморского флота и позволит России сэкономить на строительстве новой базы ВМФ в Новороссийске.
Севастополь — важнейшая геополитическая точка: только из Новороссийска Россия не смогла бы контролировать Черное море. «Этот статус был у города со времен СССР, и, применяя его сейчас, мы исходим из преемственности», — говорит Коротченко.
«Если мы на Черноморском побережье Краснодарского края, как в банку, вбивали и военные, и торговые корабли, то теперь избавляемся от этой ненужной структуры. При этом Новороссийск сможет сосредоточиться на развитии торгового флота», — полагает политолог.
в отдельном репортаже
На следующий день после референдума горсовет Севастополя попросил российские власти включить город в состав РФ как город федерального значения. «Проблемы в этом не вижу никакой никакой», — прокомментировал ситуацию председатель Госдумы, отметив, что оговаривать все детали, связанные со статусом Севастополя, в конечном итоге должен будет федеральный конституционный закон.