Переговоры между руководителями дипломатических ведомств двух стран продолжались шесть часов. Лавров и Керри вели диалог как в резиденции американского посла в Великобритании, так и во время прогулки по саду, украшенному скульптурой орла с распростертыми крыльями. При этом они так и не пришли к соглашению по поводу референдума о самоопределении Крыма, который состоится в воскресенье.
Керри и Лавров вышли к журналистам отдельно для ответов на вопросы по итогам встречи.
Хотя российский министр заявил, что у Москвы «нет планов вторжения в юго-восточные регионы» Украины, он также подчеркнул, что Крым для России «значит неизмеримо больше, чем Фолкленды для Великобритании».
В 1982 году Великобритания при премьере Маргарет Тэтчер начала войну с Аргентиной за Фолклендские острова в юго-западной части Атлантического океана и восстановила над ними контроль, потерянный после высадки аргентинского десанта.
Сейчас на островах размещены британские военные базы.
Лавров также отметил, что Крым для России является «еще более особым случаем», чем автономный край Косово, который провозгласил отделение от Сербии в одностороннем порядке в 2008 году.
По мнению заведующего кафедрой международного права МГИМО — Университета МИД России доктора юридических наук Александра Вылегжанина, «на практике всякое решение конкретного вопроса международного права — уникально»: «В рассматриваемом конкретном случае население Крыма реализует право на самоопределение. Такое право зафиксировано в п. 2 ст. 1 устава ООН. А обязательства государств по уставу имеют преимущественную силу перед обязательствами по любому другому международному договору».
Не уходят от диалога
Госсекретарь США назвал разговор с Лавровым глубоким и конструктивным, однако подчеркнул: его российский коллега дал понять, что все решения по вопросу о Крыме Владимир Путин будет принимать только после проведения референдума.
По мнению политолога Игоря Зевелева, хотя Керри в пятницу и сообщил о «возможности компромисса и открытии окна возможностей», общая ситуация свидетельствует об обратном.
«Даже тот факт, что и Керри, и Лавров выступали отдельно друг от друга, был формальным подтверждением, что позиции стран диаметрально различаются», — отметил Зевелев.
Отвечая на вопрос о возможных санкциях в отношении России, Керри сказал, что пока о них говорить преждевременно, однако США рассматривают «все возможности» для введения подобных мер.
«Я был откровенен с министром Лавровым, и президент Обама дал ясно понять, что, если Россия упустит возможность изменить свой курс, наступят последствия», — подчеркнул госсекретарь.
По словам Керри, в случае если «будут иметь место угрозы народу Украины», эти действия (Москвы) приведут «к более серьезному ответу».
В то же время он признал, что у России есть «легитимные интересы» на Украине, касающиеся общности истории и культуры двух государств, а также вопросов «насущной стратегической безопасности». «Все это реальные интересы», — отметил Керри. По его словам, США и ЕС «понимают эти интересы и готовы их уважать»: «Но это подразумевает, что и Россия, в свою очередь, будет уважать многостороннюю систему, которой мы руководствовались в своих действиях со Второй мировой войны».