Во вторник Верховный совет Крыма принял неожиданное на первый взгляд решение: утвердил декларацию о независимости автономии. Согласно официальным сообщениям, в поддержку документа высказались 78 из 81 депутата, принимавших участие в голосовании.
Декларация гласит: в случае если на референдуме 16 марта большинство жителей республики изъявят желание присоединиться к России, Крым будет объявлен «независимым и суверенным государством с республиканской формой правления». После этого новоявленное «независимое и суверенное государство» обратится к России с просьбой присоединить его к своей территории в качестве нового субъекта.
Основанием для такого присоединения станет российско-крымский межгосударственный договор.
В преамбуле к декларации крымские парламентарии ссылаются на положения устава ООН «и целого ряда других международных документов, закрепляющих право народов на самоопределение», а также на решение Международного суда ООН в отношении Косова от 22 июля 2010 года, согласно которому декларация о независимости, утвержденная в 2008 году косовскими властями, не нарушала международного права. А значит, недвусмысленно дают понять авторы Декларации о независимости Крыма, принятый депутатами автономии документ тоже международное право не нарушает.
Этот шаг имеет четкую цель и решает две задачи.
Первая — привязав провозглашение независимости Крыма к результатам референдума, Москва, по словам источника, близкого к Кремлю, продемонстрировала Западу, по какой схеме намерена действовать дальше. Вторая — если по итогам крымского плебисцита принимается решение о присоединении к России, а затем республика объявляет себя «независимым и суверенным государством», которое имеет право заключать международные договоры, то России не придется менять внутреннее законодательство, касающееся образования новых субъектов Федерации, поясняет собеседник «Газеты.Ru».
Как уже писала «Газета.Ru», действующее российское законодательство предусматривает принятие в состав России нового субъекта только в одном случае: если есть соответствующее международное соглашение. Очевидно, что ни нынешние украинские власти, легитимность которых в Москве не признают, ни будущий президент Украины, кто бы им ни стал, соглашение о «передаче» Крыма не завизировали бы никогда. Именно поэтому российские парламентарии начали генерировать идеи о том, как договоренностей с Киевом избежать.
Около двух недель назад лидер «Справедливой России» Сергей Миронов внес в Думу законопроект, согласно которому «земли» другого государства могут быть включены в состав России даже в том случае, если соответствующего международного соглашения нет. Основанием для присоединения новых территорий, по предложению Миронова, могли бы стать либо результаты референдума на «отсоединяющейся» территории, либо обращение органов госвласти данных «земель» к России с просьбой о присоединении.
Новеллы Миронова, видимо, не пригодятся.
Самопровозглашение Крымом независимости и возможное признание нового государства Россией избавят Москву от необходимости менять собственное законодательство. Логика Кремля такова: если Крым — это независимое государство, значит, международный договор о присоединении к России можно заключить непосредственно с властями республики. Вопрос в том, принято ли на уровне российского руководства негласное решение о присоединении пока еще украинской автономии к Российской Федерации.
«Решение принято — однозначно да», — утверждает источник, близкий к Кремлю.
«Принятая декларация о независимости и увязка ее с результатами референдума — четкий сигнал, что базовый сценарий Москвы — присоединение Крыма. Конечная цель именно такова», — уверен другой собеседник «Газеты.Ru».
О сроке, в течение которого Москва может официально принять решение о вхождении Крыма в состав России, мнения источников расходятся. «Поставлена задача решить этот вопрос до конца марта», — заявляет собеседник, близкий к администрации президента. Другой источник во властных структурах, напротив, утверждает, что никаких сроков не установлено. Но и затягивать с окончательным решением вопроса никто не станет, уверен еще один собеседник издания, близкий к Кремлю:
«Сценарий Абхазии и Южной Осетии здесь исключен: все-таки в Крыму находится наш Черноморский флот».
По информации «Газеты.Ru», Крым, скорее всего, будет принят в состав России в качестве республики. А поскольку республики, согласно Конституции, наделены правом устанавливать свои официальные языки, планируется, что и в Крыму таких языков будет два: русский и крымско-татарский.