Госдума во вторник приняла в первом чтении законопроект о внесудебной блокировке сайтов за призывы к массовым беспорядкам, экстремистской деятельности, межнациональной розни, участию в террористической деятельности и в несанкционированных массовых акциях. Право блокировать сайты получат генпрокурор и его заместители, которые будут сообщать о выявленной информации в Роскомнадзор. Поправки вносятся в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Автор инициативы, депутат от ЛДПР Андрей Луговой сообщил в ходе обсуждения законопроекта, что к этой идее его подтолкнула «обеспокоенность безопасностью государства российского». Напомним, сейчас блокируются сайты с детской порнографией, информацией о суициде, наркотиках и с «пиратским» контентом.
Этот законопроект надо принимать как можно скорее, считает глава думского комитета по информационной политике Алексей Митрофанов. По его словам, это «показывают события, которые разворачиваются сейчас в различных странах». Депутат хотел бы, чтобы закон заработал уже 1 февраля.
Депутат от КПРФ Валентин Романов попросил Митрофанова пояснить, кто будет определять толкование экстремизма. Тот заметил в ответ, что, пока «мы будем рассуждать о том, что есть экстремизм, будут быстро распространяться погромы». «Мы прекрасно отделяем призывы громить от политической публичной работы», — утверждает Митрофанов.
Депутата от ЛДПР Сергея Иванова интересовало, куда генпрокурор будет отправлять представление в случае, когда сайты находятся в «недружественных странах». По информации Митрофанова, у Роскомнадзора есть «серьезные связи».
«Там вице-президент Google на связи находится, если надо будет, эти вопросы будут решены и в Нью-Йорке», — сказал он.
По мнению депутата Дмитрия Гудкова (фракция «Справедливая Россия»), наделение прокурора правом определять, является ли материал экстремистским, противоречит Конституции.
Митрофанов с этим не согласился и напомнил, что остается возможность доказывать свою правоту в суде. «Если 300 человек куда-то там идут, вы что, о Конституции будете рассуждать?» — обратился он к своему оппоненту.
На вопрос коммуниста Виктора Черкесова, будут ли блокироваться ролики YouTube, Митрофанов сказал, что он не будет касаться отдельных ресурсов, но добавил, что Роскомнадзор работает и с этим сайтом.
Владимир Бессонов из КПРФ выразил опасение, что в случае принятия подобного закона будет ограничен доступ к законной информации, но которая просто не угодна власти.
По мнению Лугового, персональная ответственность ограниченного круга лиц, которые получат право блокировки, поможет избежать этого.
«Эти ограничения не помешают самоорганизации граждан, которые «просто будут по-другому писать призывы», — уверен Дмитрий Гудков. Он привел пример, когда вместо известного слова из трех букв пишут «пуй». От этого закона могут пострадать добропорядочные владельцы сайтов, предупредил оппозиционный депутат.
Законопроект вызвал обеспокоенность и у Совета при президенте по правам человека.
«Предлагаемый подход к правовому регулированию интернет-пространства, выдержанный в логике увеличения числа запретов, чреват серьезным ущемлением конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Кроме того, с учетом технологической легкости обхода установленных запретов предлагаемые изменения будут, с одной стороны, подпитывать рост правового нигилизма, а с другой — создавать иллюзию борьбы с экстремизмом вместо реальной работы по его искоренению», — считают в СПЧ.