Руководитель Дагестана Рамазан Абдулатипов на заседании правительства заявил о том, что в республике создадут четыре территориальных округа, в каждый из которых будет назначен полномочный представитель.
По его словам, полпреды вместе с председателем регионального правительства и спикером парламента будут в еженедельном режиме информировать его о ситуации в республике.
«Рамазан Гаджимурадович сказал о том, что собирается вводить институт полпредов, которые будут представлять главу республики, — рассказал «Газете.Ru» пресс-секретарь главы региона Магомедбек Ахмедов. — Дагестан будет разделен на четыре округа более-менее равномерно.
Как именно будет организован этот институт, кто может стать представителем, мы комментировать не можем — пока нет подробностей. Глава республики сказал, что готовит и введет этот институт в ряде районов. Он считает, что обратной связи недостаточно, ему не хватает той информации, которая к нему поступает. Нужны свои представители, и, чтобы не открывать представительство в каждом районе, будет объединение в округа. Я считаю, что это хорошее, своевременное решение. Глава республики должен обладать самой полной и оперативной информацией».
Ахмедов предполагает, что деление будет произведено по аналогии с выборными округами — на северную, южную, центральную и горную части.
Заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН, эксперт по этнокультурным и социально-политическим проблемам современного Дагестана Энвер Кисриев, считает, что это решение может губительно сказаться на региональной политике.
«Президенту, очевидно, кажется, что если перед ним будет отчитываться не сорок субъектов, а четыре, ему будет легче разбираться в ситуации, но это крайне опасное заблуждение, — отмечает эксперт. — Если в РД есть актуальная проблема, то это местное самоуправление.
Оно было традиционно развито и сохраняет свою мощь и силу. В глубоком Средневековье до прихода русских крупные села и районы уже были политическим целым, и сегодня они возродились. Грубое вмешательство в решение местных дел — одно из важнейших обстоятельств нестабильности в республике. Необходимо стимулировать самоуправление во всех вопросах, которые не имеют отношения к государству в целом. А в жесткой пирамидальной структуре, которая сложилась через Москву и врезается своим острием на нижайший уровень и требует полной отчетности снизу доверху, это невозможно. И этим решением будет нанесен еще один удар».
Эксперт обращает внимание еще на один фактор — многонациональность Дагестана. «Республика имеет отчетливые регионы этнографического и географического характера, — подчеркивает Кисриев. — Создание подобных структур будет способствовать тому, чтобы эти регионы начали игру друг с другом в политическое перетягивание каната.
Создается дополнительное звено и новый конфликтный очаг между руководителем региона и районами. Это дополнительный фактор нестабильности».
Другой эксперт по Кавказу, член президентского Совета по правам человека публицист Максим Шевченко придерживается иной точки зрения. Он предполагает, что глава республики намерен создать альтернативную систему мониторинга, которая, в отличие от уже сложившейся, может быть достаточно эффективным способом обратной связи.
«Я думаю, Абдулатипов хочет создать новую систему мониторинга, — сказал Шевченко «Газете.Ru». — Допускаю, что все схемы взаимоотношений от муниципалитетов к районам на уровне республики не дают объективной картины. Все всё знают, но независимого взгляда нет».
Эксперт предполагает, что эта система не будет зависеть от естественных человеческих отношений, традиционно связывающих вертикаль власти в республике. «С этой точки зрения, идея хороша», — убежден Шевченко, оговариваясь, что как управленческая структура этот институт работать не сможет,
потому что это «противоречит общественному этнополитическому консенсусу». «Но как система независимой экспертной оценки, возможно, это будет иметь положительный результат, — считает эксперт. — Все зависит от полномочий. Если управленческие функции — это породит хаос, порушит систему земельных этнических отношений, обеспечивающих стабильность. Если будет экспертно-информационно-аналитический институт, которым по существу являются полпреды президента России в федеральных округах, тогда это будет иметь смысл».