Заседание суда, на котором рассматривался вопрос о продлении домашнего ареста Сергея Удальцова, началось с получасовым опозданием. У входа в зал возникла давка. С судебными приставами, пропускавшими в зал в первую очередь прессу, сразу же начали перебранку сторонники Удальцова, пришедшие его поддержать. Один из сторонников оппозиционера сказал своим товарищам, что слышал, будто на заседание обещал прийти Алексей Навальный. Но кандидат в мэры на слушаниях так и не появился.
Само заседание под председательством судьи Артура Карпова также началось с препирательств. Сторона обвинения предложила приобщить к делу некоторые документы, среди которых значился и график ознакомления защиты с материалами дела. По словам следователя, дело начали изучать все адвокаты Удальцова, кроме Николая Полозова. Защитник Виолетта Волкова, одетая во все черное, и сам Полозов, в узорчатом галстуке, перебивая судью и следователя, тут же начали возражать, назвав эту информацию недостоверной.
Как сообщило следствие, Удальцов ознакомился с 19 томами дела из 80, адвокат Волкова — с 23, адвокат Виктория Савченко — с 25, а Полозов — ни с одним. Параллельно с теми же материалами знакомятся второй фигурант дела об организации массовых беспорядков на Болотной площади Леонид Развозжаев и его адвокаты.
Затем обвинение ожидаемо попросило продлить арест Удальцова еще на два месяца. Следователь повторял прежние доводы: Удальцов может продолжить преступную деятельность, скрыться за границей, учитывая «обширные связи за рубежом», угрожать свидетелям и уничтожить доказательства.
Протерев потный лоб, следователь напомнил, что оппозиционер обвиняется в умышленном совершении тяжких преступлений, а потому мера пресечения не может быть изменена. Кроме того, Удальцов не успел ознакомиться со всеми томами дела, отметил следователь. Застегнутый на все пуговицы, он потребовал продлить домашний арест со всеми ограничениями до 6 октября 2013 года.
В совокупности под домашним арестом Удальцов отсидит 7 месяцев и 20 суток.
Слово взяла Виолетта Волкова. Громким голосом она рассказала суду, что следствие не предоставило ни одного доказательства того, что ее доверитель может скрыться или намеревается это сделать. Никаких многочисленных поездок за границу, о которых говорило обвинение, по словам Волковой, у Удальцова тоже никогда не было. «Все его поездки — на Украину, к родителям жены», — утверждала Волкова. Адвокат подчеркнула, что мотивы преследования Удальцова политические и что вину он не признает в полном объеме. Также, сказала Волкова, нет данных о том, что оппозиционер как-либо воздействовал на свидетелей.
Далее Волкова перешла к условиям содержания Удальцова. Защита ходатайствовала о разрешении посетить врача-офтальмолога. Как сказала Волкова, Удальцову необходимо проверить зрение и выписать новые очки. Оппозиционеру также запрещено гулять и получать почту. Волкова напомнила, что недавно было нарушено «конституционное право Удальцова избирать и быть избранным»: ему не разрешили посетить Мосгоризбирком для подачи документов в качестве кандидата в мэры Москвы. «Это слишком жестокие условия для него, полнейшая изоляция от всего», — негодовала защитница.
Адвокат Николай Полозов в шутливом тоне апеллировал к гуманности. Он заметил, что Удальцов не может посещать, к примеру, мест богослужения. «Может, человек в Мавзолей хочет сходить?» — иронизировал адвокат. Не преминул Полозов намекнуть и на условия домашнего ареста фигуранта дела «Оборонсервиса» Евгении Васильевой, которая может совершать прогулки.
Адвокат Виктория Савченко поддержала своих коллег. По ее словам, «за плечами у Удальцова нет уголовных преследований».
Защитники, заканчивая свое выступление, попросили дать координатору «Левого фронта» возможность хотя бы проголосовать на выборах мэра 8 сентября.
Сергей Удальцов начал свою речь, которая несколько раз прерывалась негромкими аплодисментами, с фразы о том, что он уверен, что все фигуранты «болотного дела» будут освобождены. Он пригласил суд не участвовать в «позорном суде» хотя бы в мелких аспектах, таких как изменение меры пресечения. «Тогда у судьи Карпова будет чистая совесть и большие перспективы, вплоть до председателя Верховного суда», — шутил Удальцов зычным голосом.
Все, в том числе судья, посмеялись. Оппозиционер вспомнил других фигурантов «болотного дела», по его мнению, несправедливо находящихся в заключении. «Мне грех жаловаться по сравнению с ними», — констатировал координатор «Левого фронта», напомнив, что многие другие узники сидят в СИЗО.
«Вольно или невольно получается, что я за них несу ответственность», — сказал Удальцов.
Не забыл Удальцов упомянуть и о своей неудачной попытке зарегистрироваться кандидатом в мэры Москвы. В его программе, по словам оппозиционера, были пункты о предоставлении судам более просторных помещений и городских доплатах работникам Следственного комитета и судов. «Порой я испытываю негативные эмоции к следственным органам, но я думаю о будущем», — заявил лидер «Левого фронта». Все москвичи, как считает оппозиционер, много потеряли из-за его неудачи при регистрации.
Удальцов поддержал своих адвокатов в том, что у следствия нет подтверждений и аргументов того, что он может скрыться за границей или угрожать свидетелям. «За время нахождения под арестом у меня нет ни одной претензии, ни одного нарушения. Я исправно знакомлюсь с делом, даже с опережением», — убеждал суд оппозиционер.
Завершая свое выступление, Удальцов предложил отклонить ходатайство следствия о продлении ареста.
Заканчивая свое выступление, Удальцов поблагодарил всех пришедших его поддержать: «Для меня это очень важно, я на ближайшее время буду напитан вашей энергией». Он призвал ходить и на суды других фигурантов «болотного дела».
«Оснований для изменения меры пресечения не имеется», — отчеканил следователь. Но добавил, что нет препятствий для реализации Удальцовым избирательного права.
Судья Карпов удалился на полчаса для вынесения решения. Вернувшись, он отказал защите в изменении меры пресечения со всеми ограничениями, но разрешил Удальцову участвовать в выборах. Как именно сможет проголосовать лидер «Левого фронта», судья не уточнил.