Об отставке правительства Дагестана Рамазан Абдулатипов, назначенный в январе Владимиром Путиным временно исполнять обязанности главы республики, объявил после того, как ознакомился с отчетом социально-экономического развития региона за первое полугодие.
Назвав работу министров «неэффективной», он дал понять, что они не выполнили задачи, напрямую поставленные Москвой.
Абдулатипов сообщил, что в марте поручил правительству начать работу над 10 приоритетными проектами президента республики, который были разработаны на основе майских указов Владимира Путина. Однако работа над ними так и не была начата.«Четыре раза команду возвращал обратно в Москву, отсеивали все ненужное в проектах. Я вникал в суть, в детали проектов. Правительство должно было прослеживать, как они исполняются. В проекте предусмотрено пошаговое исполнение с еженедельным, ежемесячным контролем и отчетом. Ни одной проверки не было, не было информации об исполнении. Правительство не успевает за динамикой работы президента», — пояснил важность проектов Абдулатипов на отчетном заседании правительства, перед тем как отправить его в отставку.
В 10 приоритетных для республики проектов вошли: «Эффективное государственное управление»; «Безопасный Дагестан»; «Новая индустриализация»; «Предприниматель — опора Дагестана»; «Диаспора — сила Дагестана»; «Привлечение федеральных инвестиций»; «Антикоррупция»; «Эффективное территориальное развитие»; «Просвещенный Дагестан», «Бренд нового Дагестана».
В середине июля врио уже подвергал критике медлительность правительства. В понедельник, как рассказывает дагестанский журналист Муса Мусаев, он пришел на заседание с уже вынесенным решением. «Отчет должен был представить министр экономики, но Абдулатипов настоял, чтобы это сделал глава правительства Мухтар Меджидов, после чего его же и раскритиковал», — говорит Мусаев.
Абдулатипов уточнил, что при формировании нового состава правительства некоторые министры сохранят свои посты.
Но Меджидов, в январе назначенный указом Абдулатипова главой правительства, на свою нынешнюю должность не вернется. До назначения премьером Меджидов занимал пост вице-премьера в правительстве предыдущего главы Дагестана Магомедсалама Магомедова. В республике имя Меджидова связывают с развитием банковской системы Дагестана (в начале июня Сиражутдин Ильясов, 20 лет возглавлявший Нацбанк Дагестана, ушел со своего поста).
В экспертном сообществе отставку Меджидова считают ожидаемой и связывают с конфликтом с Абдулатиповым по вопросам финансового и экономического развития республики.
В последнее время противостояние между ними начало переходить в публичную сферу, причем не только по экономическим вопросам. «На очередном заседании правительства от 15 июля Абдулатипов заявил о связях с бандподпольем глав районов и муниципалитетов республики. Меджидов в ответ предостерег врио главы республики от поспешных выводов.
«Меджидов наиболее опытный финансист в республике, возможно, лучший. Только он и мог позволить себе оппонировать по вопросам экономического развития», — говорит заместитель главного редактора дагестанского еженедельника «Черновик» Маирбек Агаев.
«Весной уже было ясно, что правительство, в спешке назначенное Абдулатиповым в январе, временное. Тогда Абдулатипов, только что утвержденный Путиным, назвал наиболее очевидных кандидатов, при этом продемонстрировав, что собирается соблюдать принцип национального квотирования»,
— говорит «Газете.Ru» доктор политических наук Абдул-Насир Дибиров. В многонациональной республике действует негласный принцип распределения руководящих должностей между представителями различных национальностей. Меджидов — даргинец, как и ушедший в отставку бывший глава Дагестана Магомедов, поэтому тот факт, что аварец Абдулатипов назначил Меджидова, в республике восприняли как сигнал приверженности традициям. «Но все-таки я полагал, что этот состав дотянет до выборов», — отметил аналитик.
По мнению Дибирова, увольнение за полтора месяца до выборов означает, что Абдулатипов почувствовал уверенность в исходе голосования в парламенте и в выборе президента. Дагестан был первым регионом, отказавшимся от прямых выборов глав субъектов федерации. В апреле дагестанский парламент внес соответствующие изменения в конституцию республики. 8 сентября глава Дагестана будет избираться не жителями, а депутатами народного собрания из числа трех кандидатов, представленных президентом России.
На прошлой неделе «Единая Россия» предложила кандидатуру Абдулатипова на должность главы региона.
Исполнять обязанность премьера назначен Анатолий Карибов, занимавший пост первого заместителя председателя правительства республики.
Карибов вошел в состав республиканского правительства благодаря Абдулатипову. До января он 19 лет отвечал в республике за туризм: с 1994 года занимал различные посты в министерстве по делам молодежи и туризма, а с 2008 года руководил Агентством по туризму Дагестана. Карибов — лезгин по национальности, но, как подчеркивают в республике, в последние месяцы руководство отходит от принципов национального квотирования. Он достаточно опытен, близок к врио и вполне имеет шансы сохранить премьерские позиции, говорит политолог Дибиров.
В администрации врио главы Дагестана отметили: не исключено, что после сентябрьских выборов Абдулатипов, не сомневающийся в том, что его утвердят в должности, не станет снова кардинально менять состав кабинета министров и назначать нового премьера.