«Это успех банды Навального»

У Алексея Навального появился шанс пересадить чиновников на дешевые автомобили

Мария Макутина, Ольга Кузьменкова
Пользователи Интернета поддержали инициативу оппозиционера Алексея Навального запретить чиновникам приобретать дорогостоящие авто. На интернет-портале «Российская общественная инициатива» (РОИ) за предложение оппозиционера проголосовали 100 тыс. россиян. Но чтобы обрести силу закона, этой инициативе предстоит преодолеть еще множество «фильтров».

Инициатива оппозиционера Алексея Навального запретить приобретать чиновникам, сотрудникам госкорпораций и компаний под государственным контролем машины дороже 1,5 млн рублей, опубликованная на интернет-портале «Российская общественная инициатива» (РОИ), набрала 100 тыс. подписей, необходимых для того, чтобы она была рассмотрена органами федеральной власти. На сбор ушло немногим более трех месяцев, в то время как закон отводит на эту процедуру один год.

Для Владимира Путина в начале третьего президентского срока являлось принципиально важным, чтобы система РОИ была запущена как можно более оперативно: президент обещал это в своей предвыборной статье и в первом же указе, опубликованном в день инаугурации. РОИ позволяет выносить на обсуждение правительства гражданские инициативы, в течение года собравшие в свою поддержку 100 тыс. голосов.

Навальный одним из первых решил протестировать эту систему.

«Я начал это делать, потому что базовая ситуация — у нас представительские органы никого не представляют. В лучшем случае депутаты представляют только свои партии. Плюс нам все время говорят, что у нас нет конструктивных предложений, но у нас их на самом деле море, — рассказывает Навальный. — Когда Путин сделал предвыборное обещание про инициативы, я на него сразу обратил внимание и потом следил за тем, как это реализовывается.

Мы решили провести эксперимент с такой частностью, как дорогие автомобили для чиновников.

Мы уже вносили законопроект об этом в Госдуму, его поддержали «Справедливая Россия», КПРФ, но «Единая Россия» его по-тихому слила», — рассказал «Газете.Ru» оппозиционер.

В конце мая РОИ заподозрили в фальсификации голосов. Екатеринбургский депутат Леонид Волков заявил, что на сайте искусственно накручиваются голоса в пользу инициативы (за отмену «нулевой промилле»), поддержанной президентом, чтобы не дать петиции Алексея Навального собрать необходимые голоса, — об этом писала «Газета.Ru» ранее.

Создатели системы, которую курирует Фонд информационной демократии во главе с бывшим замминистра связи Ильей Массухом, разработали многоступенчатую процедуру для россиян, желающих подписаться под какой-либо инициативой, заявленной на портале.

Разработчики РОИ привязали систему авторизации голосующих к порталу госуслуг. Регистрация на портале требует некоторых усилий и терпения — занимает она как минимум два дня.

Чтобы завести учетную запись, нужно, например, иметь оформленное страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования. После заполнения формы на сайте госуслуг регистрирующийся должен получить код активации учетной записи: его могут прислать в один из офисов «Ростелекома» или в ближайшее к месту прописки отделение «Почты России». Лишь после этого гражданин сможет окончательно зарегистрироваться на портале госуслуг, активировать свою учетную запись и проголосовать за инициативу на сайте РОИ.

«Трудностей оформления на «Госуслугах», конечно, больше, чем я ожидал. Я думаю, что их статистика, что на портале зарегистрированы 4 млн человек, не соответствует действительности. Из тех 100 тыс. человек, что проголосовали за инициативу, наверное, 80 тысяч специально зарегистрировались на портале госуслуг», — прикидывает Навальный.

Теперь инициативе Навального, прежде чем попасть на рассмотрение Госдумы, надо пройти еще два «фильтра». Сначала инициатива должна быть одобрена экспертно-рабочей группой по РОИ из 34 человек. В нее входят несколько депутатов и сенаторов (в основном из «Единой России»), глава РСПП Александр Шохин, руководитель НП «Бизнес-солидарность» Яна Яковлева, глава фонда «Общественное мнение» Александр Ослон и научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин. Возглавляет группу министр по вопросам «открытого правительства» Михаил Абызов.

На подготовку экспертного заключения у комиссии есть не более двух месяцев. Для направления ее в правительство необходима поддержка большинства членов комиссии. В случае положительного отзыва кабинет министров самостоятельно готовит законопроект. Затем инициатива должна быть вынесена на обсуждение общественного совета одного из профильных министерств. Только после этого инициатива вносится в Госдуму.

Однако в Госдуме законопроект Навального, если он до нее дойдет, столкнется с законопроектом-двойником, который был внесен 5 июля депутатами от ОНФ. Вячеслав Лысаков, Виктор Климов и Ольга Тимофеева предложили запрещать чиновникам закупки дорогих автомобилей за счет бюджетных средств.

Депутаты от ОНФ установили другой допустимый предел стоимости автомобиля — не больше 3 млн рублей. При этом в пояснительной записке к законопроекту отмечается, что он не будет распространяться на легковые автомобили, «к которым предъявляются особые технические требования, связанные с целями их использования».

Климов в разговоре с «Газетой.Ru» связал появление инициативы с законопроектом о повышении транспортного налога на автомобили стоимостью выше 3 млн рублей, который был принят Госдумой в начале июля. Планку в 3 млн рублей депутат объяснил так: «Надо понимать, что у нас госслужащие не только в Москве ездят. Если мы говорим о региональных чиновниках и депутатах, которые ездят по районам, деревням, где часто бездорожье, там идет речь о машинах, цена которых в 1,5 млн рублей может не уместиться. При этом 3 млн — это верхний предел. В соответствии с новым законом у правительства есть право нормирования закупок. Это значит, что для конкретных категорий заказчиков могут быть установлены дополнительные ограничения». Депутат не исключил, что законопроекты могут пойти как альтернативные.

Согласно регламенту Госдумы если альтернативный законопроект поступит в палату после принятия законопроекта по тому же вопросу в первом чтении, то альтернативный законопроект возвращается его инициатору. В том случае если альтернативные законопроекты вносятся до рассмотрения в первом чтении законопроекта по этому же вопросу, совет Думы принимает решение отложить рассмотрение в первом чтении уже внесенного законопроекта.

«Если проект Лысакова будет принят в первом чтении, не факт, что инициатива Навального вообще пойдет на рассмотрение Думы, так как будет дублирующей», — пояснил «Газете.Ru» депутат от «Единой России» Роберт Шлегель, входящий в состав правительственной комиссии по рассмотрению интернет-петиций. Он подчеркнул, что члены комиссии голосуют не за инициативу — за нее голосуют россияне, а за экспертное заключение на нее. Комментируя авторство петиции, первой набравшей 100 тыс. подписей, он отметил, что при обсуждении инициативы речь идет не о поддержке автора, а о том, чтобы Дума рассмотрела проблему.

Еще один член комиссии — сенатор Руслан Гаттаров («Единая Россия») считает преждевременным говорить о том, поддержал бы он инициативу Навального на голосовании или нет. «Нужно еще запросить статистику у Минфина, разобраться, почему именно 1,5 млн рублей», — сказал Гаттаров «Газете.Ru».

«Это успех банды Навального, которая и голосовала за его инициативу. 100 тыс. голосов — это потенциал оппозиции» — так он прокомментировал успешное прохождение петицией оппозиционера первого «фильтра» на сайте РОИ.

«Мы создали такого народного депутата, который состоит из 100 тыс. частей, и мы вносим законопроект от его лица. Это гораздо весомее, чем вносить законопроект через одного депутата, — сказал Навальный «Газете.Ru». — Если эти 100 тыс. человек не поленились пойти и зарегистрироваться на портале госуслуг, я думаю, они будут внимательно следить за судьбой этого законопроекта. И если его прокинут, то каждый из этих 100 тыс. почувствует себя очень оскорбленным и потом расскажет всем своим знакомым, что Госдума слила инициативу о запрете на дорогие автомобили для чиновников».

Как утверждает политик, для него было вполне ожидаемо, что законопроект найдет поддержку 100 тыс. человек. Базовую идею, «в чем-то даже популистскую», поддерживает абсолютное большинство граждан, уверен Навальный: «Всех очень сильно бесят эти «мерседесы».

По словам Навального, будущее законопроекта сильно зависит от того, удастся ли довести документ до голосования в нижней палате парламента. В случае если экспертный совет пропустит инициативу, шансы на принятие достаточно высоки, вплоть до 100%, считает оппозиционер. Причин, по которым совет мог бы не пропустить документ, он не видит. «Мы написали не инициативу, а законопроект, его проверяли юристы», — говорит Навальный, поясняя, что авторы документа «учли все придирки правительства», которые содержались в отзыве еще на прошлый законопроект о запрете роскошных автомобилей для чиновников.